Самыми известными среди них являются:
- «Аль-Усуль» – Абу Бакр Ахмад б. Али аль-Джэссаси (ум. в 370/980).
- «Таквиму-ль-Эдилля» – Абу Зайд Убайду-л-Лах б. Умар эд-Дебуси (430/1090).
- «Аль-Усуль» – Шэмс-уль-Аимма ас-Сэрахси (ум. 483/1090).
- «Аль-Усуль» – Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Паздави (ум. 482/1089). Данная работа считается наиболее подробной по сравнению с другими.
Эту книгу имама Паздави комментировал Абд-ул-Азиз б. Ахмад аль-Бухари (ум. 730/1329) и дал своей работе название «Кэшф-уль-Эсрар».
Впоследствии появились ученые и из среды ханафитов, и из среды составителей подобных произведений других направлений, которые стали в своих работах совмещать эти два метода, или использовать методы противоположного направления.
Среди подобных трудов можно назвать:
1. «Бэди-уьн-низам эль-джамиь бэйна китабэй аль-Бэздэви ва-ль-Ихкам» имама Ибн-ус-Са’ати (Музафер-уд-Дин Ахмад б. Али; ум. 694/1294).
2. «Ат-Тэнких» имама Садру-ш-Шариа Убайдуллаха б. Мас’уда (ум. 747/1346) и его же комментарии к нему под названием «Ат-Тавдих». Здесь автор объединил (телхис) «Аль-Усуль» имама аль-Паздави; «аль-Махсуль» имама ар-Рази и «аль-Мухтасар» имама Ибни Хаджиба.
3. «Джэм-уль-Джевами» имама Таджу-д-Дина Абд-ул-Ваххаба Ибну-с-Субки (ум. 771/1369). В начале этой работы имам сообщает, что писал ее на основе примерно ста произведений других авторов.
4. «Ат-Тахрир» - имама Ибн-уль-Хумама (Мухаммад б. Абд-уль-Вахид; ум. 861/1456).
5. «Ат-Такрир ва-т-Тахбир» - комментарии ученика Ибн-и Хумама - М. б. Эмири-ль-Хадж аль-Халеби (ум. 879/1474).
И, наконец, наиболее утонченное произведение из работ последнего периода:
6. «Мусалламу-с-Субут» - имама Мухибу-л-Лаха Ибн Абди-ш-Шакура (ум. 1119/1707).
Для пристального изучения какого-либо непростого вопроса по основам фикха, современные исследователи обычно обращаются к книге «Ат-Тахрир» Ибн-уль-Хумама, или же к книге «Джэм-уль-Джэвами» Ибну-с-Субки. Однако чтобы разобраться в существе вопроса, необходимо пользоваться комментариями к этим работам, изучение которых требует от исследователя достаточных усилий и определенного уровня. Только такой комплексный подход может прояснить исследуемый вопрос. В противном случае, отдельно взятые работы некоторых имамов могут остаться непонятыми, а значит и недооцененными.
Альхамдулильляхи Раббиль-алемин!
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»