Как передается от Ибн Аббаса (р.а.), Аллах Всевышний обратился к Адаму (а.с.) с такими словами: «О, Адам, кто тебя сотворил?» Адам ответил: «Йа Рабби! Ты сотворил». «А кто твой Господь?» - снова спросил Аллах. «Ты - мой Господь», - ответил Адам. «Коли так, то соверши земной поклон предо Мной», - велел Всевышний. Адам тотчас же пал ниц. Пока он находился в сажде, Аллах сказал ему: «О, Адам, заключим с тобой договор, чтобы твой иман стал еще крепче, а любовь твоя стала постоянной».
Такое повеление Всевышнего показалось Адаму дороже собственной души. Из рая доставили Хаджар аль-асвад. Это был белый рубин, дающий свет, как солнце. Но позднее, когда к нему прикоснулись поганые руки мушриков, этот камень стал черным. Повествуется, что если бы к нему не прикасались грязные руки многобожников, то любой верующий обретал бы исцеление, прикоснувшись к этому драгоценному камню из рая. Символически это можно понять, как необходимость защищать свое сердце от соприкосновения со всяческим злом и подпускать к нему близко только тех, кто любит тебя и Аллаха.
После того, как ангелы доставили Хаджар аль-асвад из рая, Всевышний вынул из поясницы Адама в виде мельчайших частиц души всех его будущих потомков, то есть всех людей, которые будут жить на земле от сотворения Адама до Судного дня. Аллах заключил с ними завет и записал его на этом камне, доставленном из рая.
Данное событие можно разъяснить следующим образом. Адам (а.с.) каждый год совершал хадж. И вот однажды, завершив хадж, он заснул в одном месте за холмом Арафат, которое называется «Дарун-нугман». Всевышний Аллах рукой Своего могущества провел по спине Адама. И в это мгновение из поясницы Адама вышли души его потомков в виде мельчайших частиц. Всевышний сказал им: «Разве не Я ваш Господь?» Все вместе ответили: «Да». Однако, появившись на свет, из-за мирских забот они забыли данное ими слово. И только в сердцах познавших (ариф) нет ничего, кроме любви к Аллаху, и поэтому них в душе продолжает звучать это слово. В результате, эти души разделились на две категории: люди правой стороны, то есть приверженцы завета (асхабуль-йемин), и люди левой стороны (асхабу-шималь), то есть обитатели ада. Адам (а.с.) пробудился от сна и увидел справа от себя лучезарных людей. Он спросил у Джабраила: «Кто эти люди?» Архангел ответил: «Это обитатели рая». Адам посмотрел налево и увидел темные лица. Он спросил у Джабраила: «Кто эти люди?» Джабраил (а.с.) ответил: «Это обитатели ада. Они лишены милосердия Аллаха». Величайшим среди приверженцев завета был Предводитель мира (с.г.в.).
Послышался голос Всевышнего:
- О, Мухаммад, кто тебя сотворил?
- Ты сотворил, йа Рабби!
- Кто вырастил тебя и воспитал?
- Это сделал Ты, йа Рабби!
Мухаммад (с.г.в.) склонился в земном поклоне. Аллах Всевышний соизволил сказать: «Я заключил с тобою завет. Положи руку на Хаджар аль-асвад». Мухаммад (с.г.в.) положил свою благословенную руку на райский камень. Затем Всевышний таким же образом заключил завет с пророком Нухом (а.с.) и со всеми другими пророками, а затем обратился к ним с такими словами: «Это Мухаммад, сын Абдуллаха. Он Мой пророк и посланник. Я его отправлю на землю ближе к Концу света. Его имя будет записано Мною в святые писания. Уверуете ли вы в него и станете ли ему помогать?» Все сказали: «Мы согласны» и положили руки на Хаджар аль-асвад. После этого Аллах заключил завет с душами всех потомков Адама о том, что Он их Господь, который сотворил их и обеспечил пропитанием и средствами существования. Затем Всевышний велел: «Если вы правдивы и готовы сдержать данное слово, то совершите земной поклон.» Все пали ниц, и только неверующие и лицемеры-мунафики отказались поклониться.
Те, кто совершили сажда, подняли свои головы и увидели, что некоторые не поклонились. Они очень обрадовались тому, что сами совершили земной поклон, и в знак благодарности Аллаху еще раз пали ниц. Некоторые взяли пример с тех, кто не поклонился, и не стали совершать сажда во второй раз. И в то же время одна группа из тех, кто не поклонился в первый раз, при повторном поклоне последовали за поклоняющимися и тоже пали ниц. Таким образом, души разделились на четыре категории. Дважды поклонившиеся придут верующими и уйдут верующими. Не поклонившиеся ни разу придут и уйдут неверующими. Те, кто поклонился в первый раз, но не стал поклоняться повторно, придут в этот мир верующими, но покинут его кяфирами, маазаллах. Те, кто поклонился только во второй раз, придут в этот мир неверующими, а покинут его муминами.
Из книги "История Пророков"