Праведник Лукман - сын сестры пророка Айюба (а.с.), то есть его племянник. Досточтимый Икрима утверждал, что Лукман был пророком. Однако Судди отрицает, что он был удостоен пророческого сана.
В предании говорится, что Всевышний спросил у Лукмана:
- Чего ты хочешь: пророчества или мудрости?
Лукман отдал предпочтение мудрости. Всевышний сказал:
- Почему ты выбрал именно мудрость?
- Аллах никогда не оставлял в покое тех, кого избрал Своим пророком и посланником, и всегда подвергал их испытаниям. Поэтому я предпочел мудрость, - ответил Лукман.
Не случайно Всевышний говорит: «Мы даровали Лукману мудрость, чтобы он был благодарен Аллаху. Тот, кто благодарит, тот поступает во благо себе» (Сура «Лукман», аят 12).
Согласно преданию, однажды Лукман увидел во сне, что ему было сказано:
- О, Лукман, не лучше ли тебе быть пророком и халифом на земле?
Лукман (а.с.) сказал:
- Жизнь и здоровье для меня дороже, чем всякие беды, ибо вместе с пророчеством ко мне нагрянут и беды.
Ангелы спросили:
- Откуда же ты знаешь, что пророков ожидают беды, сам не будучи пророком?
- Я знаю: кто ведет людей за собой и старается их рассудить, тот всегда испытывает трудности. Хорошо, если правильно рассудит. А если он допустит при этом несправедливо, то сам окажется в аду. На земле лучше быть уважаемым, чем презренным. В мире ахирата тоже достоинство лучше презрения. Кто предпочтет этот мир ахирату, тот подвергнется на земле искушению. А в мире ахирата он лишится благосклонности Аллаха.
Ангелы очень удивились, услышав эти слова. Когда Лукман проснулся, Аллах одарил его мудростью.
Некоторые считают, что Лукман не был пророком, однако был правителем и правил народом по справедливости.
Вахб бин Мунаббих говорит:
- Лукман был рабом-эфиопом. Он трудился плотником и был очень честным и хорошим человеком. Позднее Аллах освободил его от рабства.
Один человек сказал Лукману:
- Ты же был рабом. И как ты достиг такой высокой степени?
- Благодаря тому, что был честным и всегда возвращал доверенный мне аманат, - ответил Лукман.
Муджахид говорил:
- Аллах даровал Лукману мудрость, а это значит, что ему были даны совершенный ум, знания от Аллаха, верность истине и праведность. И еще - умение жить в соответствии с этими знаниями.
По мнению некоторых, мудрость - это способность проникнуть в суть всех вещей и познать все их особенности.
Говорят, что однажды Лукман отправился в путь и встретился с одним ребенком.
- Что случилось с моими родителями? - спросил он.
- Они умерли, - ответил ребенок.
- Мои дела приблизились к концу, не о чем больше печалиться. А что стало с моим братом?
- И он умер.
- Сломаны мои крылья. А что случилось с моим сыном?
- Он тоже умер, - сказал ребенок.
- Я потерял навсегда душевный покой, - промолвил Лукман.
По преданию, Лукман-мудрец говорил:
- Кто лжет, тот потеряет сияние глаз, он лишится чести и достоинства. Приличие превыше благородного происхождения, а дела превыше богатства. Знания лучше всего, что есть в этом мире. Есть четыре условия, чтобы стать счастливым:
- Честность.
- Приличие и воспитанность.
- Мягкий характер и добрый нрав.
- Не злоупотреблять доверием.
Лукман (а.с.) служил визирем у царя и пророка Давуда (а.с.) и прожил ровно тысячу лет. Сейчас уже нет надобности рассуждать, пророком он был или святым праведником. Обо всем лучше известно Аллаху.
Некоторые говорят:
- Кому дарованы мудрость и Коран, тот также приобрел достоинства всех прежних святых писаний. По этой причине, он должен хорошо осознавать свое положение. Он не должен привязываться сердцем ко всему земному. Именно поэтому то, что дано ученым, превыше мирского. Недаром Всевышний сказал:
«Мирские блага непродолжительны» (Сура «Ниса», аят 77).
Из книги "Анваруль-ашикын"