Передано от Язида бин Ракашида, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) стоя на минбаре Пророка (с.г.в.) рассказал нам следующее: «Я слышал, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Человек является самым прекрасным созданием Аллаха. В Судный день Всевышний Аллах будет оправдываться перед человеком три раза. Аллах скажет ему: «О человек, если бы Я не проклял лжецов и не гневился бы на них, Я не дал бы им мучения, но Я прежде сказал, и Моё слово правдиво: «Наполню Я геенну джиннами и людьми»(«Ас-саджда», 13 аят). Если бы Я не проклял их, Я был бы ко всем милостив». Затем Аллах скажет ему: «О человек, поистине, Я не ввергну в ад ни одного из твоих детей и не дам ему адских мучений, но только тот (получит адские наказания), кого Я знаю благодаря Своим знаниям. Поистине, если бы Я вернул его в этот мир, он вернулся бы к злу. А после этого не покаялся бы». Аллах скажет ему: «Поистине, Я сделал тебя арбитром между мной и твоими детьми. Встань возле весов. Смотри, что поднимается к тебе из их деяний. У кого исходит благо на вес атома, ему рай. Я не ввожу в ад никого, кроме угнетателей».
Гайша (да будет доволен ею Аллах) передала от Пророка (с.г.в.). Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Книг (с грехами) три: одну книгу Аллах простит. Вторую книгу не простит. А из третьей книги ничего не оставит. Книга, которую Аллах не простит - это ширк по отношению к Аллаху. Великий Аллах сказал: «И всякий, кто придает Аллаху сотоварищей, никогда не войдет в рай, и ад будет ему убежищем» («Аль-Маида», 72 аят). Те грехи, которые Аллах простит, связаны с несправедливостью человека к самому себе, а также его отношениями с Аллахом. Те грехи, которые полностью простит, связаны с притеснением рабов друг друга.
Человек должен постараться обрести довольство своих врагов. Если грех между человеком и Аллахом, то ему необходимо попросить прощения у Аллаха, потому что Всевышний Аллах милостив к Своим рабам. Если грех между ним и людьми, то поистине, в День суда об этом грехе будет спрошено. Если человек не обретет довольства своих врагов, покаяние ему не поможет. В Судный день его благодеяния будут отбираться.
Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Пророка (с.г.в.). Однажды Пророк (с.г.в.) спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) - этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!»
Заид ибн Ваххаб передал от Абу Зарра. Абу Зарр сказал: «О, Посланник Аллаха извести нас о том, что было написано в сухуфах (страницы, ниспосланные с небес) пророка Мусы (мир ему)». Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Там было написано шесть назиданий: для меня удивительно, как может смеяться тот, кто убежден в существовании ада? Для меня удивительно, как может радоваться тот, кто убежден в смерти? Для меня удивительно, как может вершить злодеяния тот, кто убежден в расчете в День суда? Для меня удивительно, как может горевать тот, кто убежден в судьбе? Для меня удивительно, как может быть спокойным тот, кто видит, как меняется этот мир и его обитатели? Для меня удивительно, почему же не совершает благодеяния тот, кто убежден в существовании рая? Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад - Посланник Аллаха (с.г.в.)».
Мы просим Аллаха, чтобы наши покаяния были правильными и постоянным.
Из книги "Танбихуль гафилин"