Аллах научил Адама распознавать всех сотворенных по их именам. Ранее мы кратко изложили историю сотворения Адама (а.с.), говорили о мудрости, заключенной в том, что дворец тела Адама был удостоен придания ему духа. Теперь же мы еще немного разъясним эту мудрость. Аллах Всевышний в семидесятом аяте суры «Исра» говорит: «Мы даровали людям явное превосходство над многими другими тварями». Он надел на Адама корону наместника и одеяние обладателя чудес. Затем Аллах показал ангелам все сотворенные Им существа и велел им: «Назовите мне их имена, если вы правдивы».
Муфассиры говорят: когда Всевышний в тридцатом аяте суры «Бакара» заявил: «Я установлю на земле наместника», все ангелы забеспокоились. Они говорили: «Среди сотворенных Аллахом разве есть кто-нибудь более ценимый и знающий, чем мы! Чтобы показать Свою силу и могущество, Аллах Всевышний сотворил Адама (алейхи салям) и научил его всем именам, сделав его самым почитаемым». Сначала Всевышний научил Адама всевозможным именам и только потом показал эти предметы ангелам с повелением: «Назовите мне их имена, если вы правдивы». Значит, быть сотворенным раньше вовсе не означает, что ты более ценимый. После этого ангелы признали свою беспомощность и сказали: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты нас научил нас. Воистину, Ты - Знающий, Мудрый».
Отсюда стали понятными две вещи. Во-первых, высокое достоинство Адама (мир ему). Во-вторых, высокое достоинство обладателя знаний и большее уважение к знающему по сравнению с поклоняющимся. Не случайно в благородном хадисе сказано: «Превосходство ученого над поклоняющимся такое же, как мое превосходство над теми, кто находится на самой низшей ступени».
Высказывались разные мнения по поводу того, какие имена и названия каких предметов сообщил Аллах Адаму (алейхи салям). Некоторые ученые говорили, что это были имена ангелов. А некоторые сказали, что это были названия живых существ и предметов, например: кошка, собака, чашка, горшок и т.д. Они основывали свое мнение на том, что в аяте употреблено слово «куллеха».
Имелись разногласия и о том, каким же образом Адам (мир ему) был научен именам. Некоторые сказали, что Аллах называл предметы по мере возникновения необходимости. Так постепенно Адам ознакомился с названиями всех предметов. По мнению других, Всевышний в одно мгновение внушил сердцу Адама все имена, и он знал все предметы еще до того, как их видел и начинал пользоваться ими.
Всевышний вложил в сердце Адама самые тонкие особенности всех предметов, их названия и все качества. Аллах сообщил Адаму законы природы и научил его всем действиям, обучил его разным ремеслам и использованию орудий труда. Затем Он научил его говорить на всех языках, на которых будут разговаривать сыны Адама вплоть до Судного дня, и назвал ему имена каждого из его будущих потомков.
Ангелы признали превосходство Адама (алейхи салям). По воле Аллаха, они соорудили престол на семистах опорах. Расстояние между каждыми двумя опорами составляло несколько дней пути. Адама (алейхи салям) подняли на этот престол. На его благословенную шею и на запястья надели украшения из райских жемчужин, а на пальцы - перстни из Рая. Ему на плечи накинули одеяние радости, а на голову водрузили корону чудес. Когда Адам улыбался, сияние его зубов освещало мир, подобно солнцу. Куда бы он не повернулся лицом, находящийся у него на лбу свет Мухаммада (с.г.в.) изливался, словно полная луна в четырнадцатую ночь месяца. Одним словом, ангелы были изумлены прекрасным обликом Адама (алейхи салям) и в его образе увидели подобие силы и могущества Всевышнего. Они воскликнули: «Все, что творит Аллах, Он творит наилучшим образом». Аллах велел ангелам: «Возьмите на свои плечи престол Адама и обойдите с ним небеса и вокруг, а затем поставьте его около Арша». Ангелы исполнили это повеление. Затем Всевышний сказал ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Джибриль (мир ему) первым совершил земной поклон, а за ним по очереди Микаил, Исрафил, Азраил и все другие ангелы (мир им) исполнили сажда. Поскольку эти четыре ангела первыми пали ниц перед Адамом, они получили особые поручения от Всевышнего. На Джиблиля (а.с.) возложена обязанность доставлять пророкам откровения. Ключи от кладовых со всеми благами Всевышний вручил Микаилу, а полный текст Корана написал на руках Исрафила. Азраиля же сделал вестником смерти, которая соединяет влюбленных друг с другом. Остальным ангелам была написана охранная грамота (берат) безгрешности. Иблис из-за своей гордыни отказался поклониться.
Передают, что ангелы сто лет оставались в земном поклоне. А в одном предании говорится, что они находились в таком положении в течение пятисот лет. Затем они подняли головы и увидели Иблиса, горделиво стоявшего, глядя в сторону Адама (а.с.). Обрадовавшись тому, что они сами не ослушались Всевышнего, ангелы еще раз совершили земной поклон. Именно поэтому в намазе положено совершать двухкратное сажда. Когда Аллах спросил у Иблиса: «Эй, проклятый, почему ты не поклонился Моему наместнику?», тот ответил: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины. Огонь чист и светел. И конечно же, превыше земли». Так Иблис выдвинул порочное суждение, использовав неверное сравнение. Таким образом, он совершил огромную ошибку. Тем более, что земля во многих смыслах превыше огня. Против Иблиса свидетельствует и такое изречение: «Аллах возвысит того, кто проявляет смирение».
Из книги "История Пророков"