В Коране есть благородный аят: «Инналлаха ва маляикатеху йусаллуна...» (Воистину, Аллах и Его ангелы воздают салаваты...).
Передают, что когда был ниспослан этот аят, Абу Бакр Сиддик (р.г.) произнес:
- О Расулюллах! От каждого блага, которыми Всевышний одарил тебя, дал долю и нам. Какая же доля достанется нам от этого блага? Достопочтенный Хабибуллах (с.г.в.) некоторое время стоял, не отвечая. Явился Джибриль (мир ему) и принес этот благородный аят: «Аллах проявляет к вам милость, чтобы вывести вас из мрака грехов к свету веры и поклонения. Ангелы просят у Всевышнего, чтобы Он простил вас. Аллах милосерден к верующим».
А затем был ниспослан еще один схожий с этим аят: «Аллах простил все твои прежние и будущие грехи». Упоминаемые здесь грехи это не такие грехи, которые мы совершаем. Пророки не могут совершать грехов. Аллах защитил их от греховной грязи. Здесь подразумеваются присущие им ошибки, которые называются «залля».
Но и эти ошибки не такие, какие мы знаем. Когда был ниспослан вышеприведенный аят, сахабы сказали: «Да будет благословенно для тебя это радостное известие». И тогда снизошел пятьдесят третий аят суры «Толпы». Аллах севышний повелевает Своему Любимцу: «Скажи Моим Рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный».
После того, как во втором аяте суры «Победа» было сказано: «О Мухаммад (с.г.в.), для распространения Ислама и чтобы ты одержал победу над врагами религии, Аллах окажет тебе великую помощь», чтобы обрадовать общину Мухаммада, был ниспослан первый аят суры «Верующий».
Аллах Всевышний говорит в этом аяте: «Мы окажем помощь нашим посланникам и верующим, чтобы они одержали на земле победу над своими врагами». Когда в первом аяте суры «Инширах» было ниспослано: «Разве мы не раскрыли твою грудь, дабы ты обратился к Истине, призывал людей к религии Ислам и смог вынести тайну откровения, которую Я сообщил тебе», сподвижник снова сказали: «Да будет благословенно для вас это радостное известие». И тогда был ниспослан двадцать второй аят суры «Толпы».
В этом аяте Всевышний говорит: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто на свету от своего Господа, равен неверующему? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении».
Если Аллах посылает Своему Любимцу (с.г.в.) салаваты, то не бросит и Своих рабов в этом мире. Если Всевышний и Его ангелы благодатью Расулюллаха воздают салаваты, то нужно надеяться, что в Судный день нас не оставят без помощи, и в честь этого султана нас не отлучат от милости. Передают: когда явился аят, повелевающий чтение салаватов Любимцу Аллаха (с.г.в.), сахабы (р.г.) захотели узнать, как совершать эти салаваты. Посланник Аллаха (с.г.в.) соблаговолил обучить их этому салавату, в котором заключены две мудрости. Первая мудрость: Аллах Всевышний повелевает чтение салаватов.
Когда мы читаем салават, адресуем его Всевышнему. Например, мы говорим: «Аллахумма салли аля Мухаммад», то есть «О Аллах мой, воздай салават Мухаммаду (алейхиссалям), ибо наши салаваты не имеют такой ценности и высокой степени, чтобы быть достойными Твоего любимца. Своим могуществом и величием Ты пошли ему салаваты, которых он достоин».
От салавата возникают нескончаемые милости и вечное воздаяние. Наши салаваты бренны, и посему недостойны его. Поэтому мы обращаемся к Аллаху Всевышнему, чтобы были возданы вечные салаваты и нескончаемые милости. Это можно сравнить с восхвалениями Всевышнему Аллаху, так как наши восхваления тоже недостойны Аллаха, который в Священном Коране восхвалил себя, сказав: «Альхамдулилляхи раббиль алямин», и тем самым указав Своим рабам, как нужно совершать восхваления.
Вторая мудрость: Среди пророков особо выделен пророк Ибрахим (мир ему), о котором сказано: «Кема салляйта аля Ибрахима». Причина этого особого выделения заключается в следующем: Халилуллах обратился к Господу с мольбой, чтобы эта умма поминала его с добром. Его молитва была принята, и Аллах велел этой умме читать салаваты в таком виде.
В «Зухруррияде» и «Таджуль музаккирине» говорится, что Аллах велел достопочтенному Ибрахиму (мир ему) построить Каабу. Построенная им Кааба стала киблой для этой уммы. В качестве воздаяния за это, Аллах предписал Своим рабам и ангелам воздавать ему салаваты и поминать его с добром. В «Таджуль музаккирине» сказано, что у имама Абу Бакра ар-Рази (да будет милостив к нему Аллах) спросили о причине упоминания в салавате пророка Ибрахима (мир ему). Он ответил:
- Когда Ибрахим (алейхиссалям) завершил возведение здания Величественной Каабы, он произнес такую молитву: «Йа Рабби! Из уважения к этому Дому окажи милость верующим из уммы Мухаммада и сделай меня их заступником!» Исмаиль, Исхак, Сара и Хаджар (мир им) произнесли «аминь» после этой молитвы.
Всевышний Аллах повелел: «О, Мой Любимец! Ибрахим (алейхиссалям) и его потомки не забывали помянуть твою общину в своих молитвах. И ты завещай своей умме, пусть в своих намазах они совершают дуа, поминая их».
Если бы Аллах не принял их молитву об этой общине, то не предписал бы такого воздаяния.
Из книги "История Пророков"