Факих (р.г.) сказал: «Мухаммед бин Фазил передал от Пророка (мир ему), который сказал: «Степень и печаль смерти как степень трехсот ударов мечом». Факих (р.г.) сказал: «Если человек знает, что, поистине, к нему придет смерть, то нет иного пути приготовления себя к смерти кроме как посредством благодеяний и отстранения от греховных поступков, потому что он не знает, когда наступит смерть.
Благородный Пророк (мир ему), для того чтобы люди готовились к смерти и терпели мирские трудности, объяснял горесть и суровость смерти. Потому что терпеть мирские жестокости легче, чем жестокость смерти». Передано от Габдуллы бин Мусаввира, что один человек пришел к Пророку (мир ему) и сказал: «Я пришел к тебе, чтобы ты обучил меня самому удивительному знанию».
Пророк (мир ему) сказал: «Что ты сделал в основе (начале) знаний?» Он спросил: «Что является основой (началом) знаний?» Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Ты познал Аллаха?» «Да», - ответил тот человек. Пророк спросил: «Что ты сделал по отношению к Нему?» Человек ответил: «Я сделал то, что желал Аллах». Пророк (мир ему) сказал: «Познал ли ты смерть?» Он сказал: «Да». Пророк спросил: «А что ты уготовил для смерти?» «То, что пожелал Аллах», - ответил человек.
Пророк (мир ему) сказал: «Иди, и делай то, что ты сейчас знаешь. Затем придешь ко мне, и я обучу тебя удивительному знанию. Через несколько лет этот человек снова пришел к Пророку (мир ему) и Посланник Аллаха (мир ему) сказал ему: «Положи руку на сердце. Не желай брату своему того, чего не желаешь себе самому. Желай брату своему того же, чего желаешь себе самому. Это и есть самое удивительное знание».
Пророк Мухаммад (мир ему) о приготовлении к смерти сказал: «Поистине, приготовление к смерти является вершиной знаний, быть занятым подготовкой к смерти является первым делом». Габдулла бин аль-Мусаввир аль-Хашими сказал: «Пророк (мир ему) прочитал следующий аят: «Кого пожелает Аллах вести по прямому пути, тому Он раскрывает грудь для Света ислама и принятия его. А если захочет Аллах сбить кого-то с прямого пути, то его грудь становится узкой, тесной, неспособной воспринять ислам». («Аль-Ангам», 125 аят)
Затем он (мир ему) сказал: «Если свет веры войдет в сердце человека, то Аллах раскроет его сердце для Ислама». Спросили: «Есть ли признак этого?» Посланник Аллаха сказал: «Отдаление от дома обмана, вера в вечный дом и приготовление к смерти до её наступления».
Джагфар бин Баркан передал от Маймуна бин Махрана. Поистине, Пророк (мир ему) сказал одному мужчине: «Сначала воспользуйся пятью благоприятными возможностями перед пятью тяготами: молодостью перед слабостью в старости, здоровьем перед болезнью, свободным временем перед работой, богатством перед нуждою, жизнью перед своей смертью».
Ведь то, что тяжело выполнять в старости, легче выполнить в молодости. Если человек в молодости привыкнет совершать греховные дела, то в старости у него не хватит сил, чтобы отдалиться от этих греховных деяний. Для того чтобы человеку было лете в старости, ему необходимо в молодости привыкнуть совершать угодные Аллаху деяния. Смысл слов «Воспользоваться здоровьем перед болезнью» заключается в следующем: человек, имея здоровье, должен потратить свои силы и состояние на совершение благих дел, потому что при болезни тело ослабевает и силы уменьшаются.
Смысл слов «Воспользоваться свободным временем перед работой» в следующем: необходимо проводить ночь в молитвах, потому что ночью человек свободен от дел, а днем, когда человек занят делами, ему нужно поститься, особенно зимой. Пророк (мир ему) сказал: «Зима для верующего - трофей. Зимняя ночь длинна. Зимний день короток».
В другом предании: «Ночь длинна, поэтому не сокращай ее своим сном. День светел, поэтому не загрязняй его своими грехами». Смысл слов «Воспользуйся богатством перед нуждою» заключается в следующем: если Аллах дал тебе пропитание, то будь доволен и не желай того, что имеется у других людей. Смысл слов «Воспользуйся жизнью перед своей смертью» заключается в следующем: когда человек жив, он способен совершать деяния, когда же умрет, то он отрывается от деяний. Верующему необходимо знать, что не нужно проводить впустую преходящие дни (фани) и нужно знать, что дни вечного Ахирата являются трофеем.
Из книги "Танбихуль гафилин"