Суфьян Саури сказал Вукайгу слова, услышанные от Муджахида: «Один человек пришел к Пророку (с.г.в.) и сказал: «О, Посланник Аллаха (с.г.в.), поистине, я даю садаку (милостыню) и от этой милостыни желаю только довольства Аллаха, а также люблю говорить хайр (добро)».
И после этого Аллах ниспослал следующий аят: «Тот, кто надеется предстать перед Аллахом и кто пожелает получить Его награду, пусть искренне совершает благодеяния и не поклоняется никому другому наряду с Аллахом». Один из мудрецов сказал: «Тот, кто делает семь дел без семи вещей, не получит пользы от своих деяний.
Первое - это совершение дела с боязнью без сохранения от греха; то есть он скажет: «Поистине, я боюсь гнева Аллаха», но не будет сохранять себя от греха, то эти слова не принесут ему пользы. Второе - совершение дела с надеждой без желания; то есть он скажет: «Я надеюсь получить награду от Аллаха», но если он не будет желать саваба, то не получит выгоды от совершенных им благодеяний.
Третье - совершение дел с намерением без цели; то есть он вознамерится совершить добрые деяния, поклонение, но не поставит цель сердцем, то есть его ният не даст ему пользы.
Четвертое - дуа без иджтихада (старания); то есть он просит Аллаха направить его на истинный путь, но при этом сам не прилагает никаких усилий. Для того чтобы Аллах довел его до истинного пути, ему необходимо приложить старание. Аллах сказал в Коране: «Тех, которые стараются, Мы направим на наш путь. Поистине, Аллах с теми, кто вершит добро».
Пятое - просить прощение у Всевышнего Аллаха без покаяния; то есть он скажет: «О Аллах прости мои грехи», но сам не покается за совершенный грех. Такой человек не получит прощения Аллаха.
Шестое - исправление внешних дел без исправления своего внутреннего мира. Совершение дел только с внешней стороны не дает пользы.
Седьмое - Факих (р.г.) сказал: «Его смысл заключается в следующем: человек должен понять это деяние и последовать ему, и он получит две награды: за совершение деяния и за следование этому делу». Пророк (с.г.в.) сказал: «Тому, кто восстановит хороший суннат, будет дана награда за этот суннат, а также награда тех, кто выполнял этот суннат вплоть до Судного дня. Тот, кто восстановит плохой суннат, то получит грех за этот суннат, а также грехи тех людей, которые, последовав этому суннату, совершали его вплоть до Судного дня».
Абдулла бин Мубарак передал от Абу Бакра, он от Замрата, а он от Абу Хабиба, который сказал: «Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, ангелы будут поднимать деяние одного из рабов и будут считать, что он совершал это деяние много, и будут очищать его до тех пор, пока не доведут его до назначенного Аллахом места. Аллах скажет этим ангелам: «Поистине, вы хранители деяния Моего раба, а Я наблюдатель того, что у него в сердце. Поистине, он совершил свое деяние не искренне и не ради Моего довольства. Запишите его на низкую ступень земли». Ангелы снова поднимут деяние одного из рабов Аллаха, и будут считать его маленьким. Аллах скажет им: «Поистине, вы хранители деяния Моего раба, а Я наблюдатель того, что у него в сердце.
Поистине, этот раб был истинным и чистым. Запишите его деяние на высокие небеса». Доказательством этого хадиса является то, что, поистине, малое деяние ради Аллаха лучше, чем большое деяние не ради Аллаха. Если это маленькое деяние будет всегда совершаться ради Аллаха, то Всевышний Аллах Своим высоким качеством сделает его двойным. Аллах сказал в Коране: «Если эти деяния будут хорошими, то Аллах удвоит их и вознаградит великой наградой».
Из книги "Танбихуль гафилин"