Совершение хаджа становится фардом (обязательным) при наличии следующих условий:
1. Человек должен быть мусульманином: для не-мусульман хадж не является фардом. Поэтому если неверующий человек совершит хадж, его хадж будет недействительным. Если после этого он примет Ислам, то он обязан будет совершить хадж заново.
2. Быть совершеннолетним и разумным: для детей, умственно неполноценных и психически больных людей хадж не является фардом, так как эти категории людей не несут ответственности за выполнение предписаний шариата. Хадж или умра, совершенные умственно неполноценным или психически больным человеком, будут недействительными, так как с точки зрения религии они не обладают дееспособностью. Хадж, совершенный ребенком, не достигшим совершеннолетия, будет считаться нафилем.
3. Быть свободным: для рабов, пленников и заключенных хадж не является фардом, так как хадж является поклонением, требующим долгого путешествия и больших материальных затрат. Тот, кто лишен свободы, не способен совершить этого.
4. Время: если человек не способен прибыть в Мекку до стояния на горе Арафат и до совершения приветственного тавафа, то в этом случае для него хадж не будет фардом. Следующие аяты указывают на то, что хадж является поклонением, привязанным к определенному времени: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (аль-Бакара 2/189). «Хадж совершается в известные месяцы» (аль-Бакара 2/197). По мнению ханафитского и ханбалитского мазхабов месяцами хаджа являются Шавваль, Зулькада и первые десять дней месяца Зульхиджа. Доказательством этого служит следующий хадис: «Временем совершения великого хаджа являются дни праздника Курбан-байрам» (Бухари, Хадж, 33, 34; Муслим, Хадж, 123; Насаи, Манасик, 77; Дарими, Манасик, 38). Любое другое время не подходит для вхождения в ихрам и для выполнения предписаний хаджа.
5. Иметь возможность для совершения хаджа: это подразумевает наличие физического здоровья, материальных средств и безопасности пути. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Али Имран 3/97). По мнению ханафитского мазхаба выражение «если они способны проделать этот путь» подразумевает наличие здоровья, материальных средств и безопасности. Эти три условия являются так же и условиями выполнения хаджа.
Islam-Today