Наши ученые единогласно утверждают: когда приступаешь к какому-то важному делу, является мустахабом приносить восхваления (хамд) Всевышнему Аллаху. Мустахаб – это дела, которые нравятся Аллаху. Например, приступая к изложению книги, религиозному занятию или перед началом проповеди произносится хамд.
Восхваления Всевышнему Аллаху можно приносить не только в подобных случаях, но и в любое время, и это очень похвально. Первое восхваление: В «Сахихе» Муслима, в риваяте от Абу Хурайры (ра), приводятся такие слова Предводителя мира (сгв): "Имеются два слова, которые на языке легки, а на весах тяжелы. И очень любимы у Аллаха Тааля.
Эти два слова: "Субханаллахи ве би-хамдихи. Субханаллахил ´азим". Каждый му´мин всегда должен произносить эти два слова и хранить их смысл в своем сердце. Ибо в этих двух словах заключены благословенные знания и глубокие смыслы. Субханаллах означает: "О мой Аллах! Ты пречист и далек от всех недостатков и от всего постыдного. В Тебе нет ни одного недостатка, изьяна. Прибегаю к Твоей защите от ложных вероучений и от тех, у кого испорченная вера".
Таким образом будут упомянуты все отрицательные (селби) сифаты Аллаха. Если произнести “Ве би-хамдихи”, то это будет означать, что создающий все блага и отправляющий их всем сотворенным Всевышний Аллах не только пречист и избавлен от любых недостатков, но и обладает совершенными и положительными качествами. Каждая из двух чаш Мизана так же велика, как и небо, окружающее Землю. Щедрый на милости и награды Всевышний Аллах обещал дать столько воздаяний, что ими будет наполнена чаша Мизана. Так, сообщается о том, что пророк Шугайб (мир ему!) обратился к Всевышнему Аллаху с просьбой показать ему Мизан. И Аллах показал. Увидев величие Мизана, Шугайб (мир ему!) воскликнул: «О Господь! У кого же хватит сил наполнить это?»
Щедрейший и Милостивейший Господь миров благоволил: «О Шугайб! Лишь одним произнесением Моим рабом "Субханаллахи ве бихамдихи" Я наполню чашу весов до краев». Давайте вместе вознесем хвалу Всевышнему Аллаху. Знай, что если восхваление из мира возможного и благодарность достигнут высот этого падишаха, то небесные мастера песнопений подпевать произнесенному тобой восхвалению. Дары и воздаяния возносящих благодарность повторяются там утром и вечером. Помянем имя того, кто достоин поклонения.
Сура «Ихлас» провозгласила Его единственность. Приверженцы восхвалений и утренних молитв раскрыли тайну Его божественности. Души, знакомые с Его любовью, очарованием и изяществом, повесили на шеи цепи исступления. Сильное желание встречи с Ним очистило от темных пятен сердца свидетелей Его единственности. Беспомощный человек! Почему ты отдаешь поводок покорности в руки мирского сознания!
Почему склоняешься перед преходящими удовольствиями! Оторви свое сердце от них и привяжись сердцем к вечному падишаху, лику величия которого не присуща бренность. Сделай свою жизнь капиталом для исполнения Его желаний. В благородном аяте было сказано: «Он среди вас, почему не замечаете?» Говорят, что в один из дней Меджнун, сраженный любовью и помешательством, вступил в деревню, где жила его возлюбленная Лейла. Огонь любви горел в его груди. Любовь к возлюбленной заставил его забыть о месте и времени.
Он целовал землю, и каждый камень, и каждую стену, прикасался лицом к земле. Один из местных жителей сказал: «Лейлы здесь нет. Что значит твоя любовь к камням и земле?» Меджнун, поклявшись, сказал: «С того времени, как ступил ногой в деревню Лейлы, я не вижу здесь ничего, кроме ее прекрасного лика».
Из книги "История Пророков"