Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если женщина в качестве садака отдаст что-то из дома своего мужа, то она получит за это вознаграждение. Такое же вознаграждение получит и ее муж, и при этом ее вознаграждение ничуть не уменьшится.
Мужчина заслужил это вознаграждение за то, что заработал это, а женщина заслужила это вознаграждение за то, что потратила это на благое дело» (Абу Давуд, Бюйу, 84; Насаи, Закят, 57).
Сообщается, что в одном из своих обращений, после завоевания Мекки, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ни одной женщине не разрешено делать подарки кому бы то ни было без разрешения ее мужа» (Насаи, Закят, 58). В риваяте Ибн Маджи говорится: «Пока муж несет ответственность за свою жену, ни одной женщине не разрешено делать кому-то подарки из имущества своего мужа, не получив его разрешения».
Однажды жена Ка`ба принесла посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) драгоценность, и сказала: «Я отдаю это в качестве садака». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Женщине запрещено без разрешения мужа давать что-то из его имущества. Взяла ли ты разрешение у Ка`ба?».
Она ответила: «Да». Несмотря на это, посланник Аллаха отправил человека к Ка`бу и, получив от него утвердительный ответ, принял это садака» (Ибн Маджа). Факихи, рассмотрев все риваяты, касающиеся данного вопроса, пришли к следующим заключениям:
1. Если мужчина скажет своей жене: «Не смей никому давать даже копейки из моего имущества», то женщина не будет иметь права давать садака из его имущества. Если и женщина скажет то же самое своему мужу, то и он не будет иметь права давать садака из ее имущества. В противном случае они будут считаться совершившими грех.
2. Если мужчина ничего не скажет, то в этом случае женщина все равно не сможет брать без его разрешения очень дорогие вещи, которые обычно не даются в качестве садака или подарков.
3. Если мужчина скажет своей жене: «Можешь брать из моего имущества, что пожелаешь и передавать кому пожелаешь, в любое время», то тогда женщина будет свободна в данном вопросе, и ей не нужно будет каждый раз спрашивать у своего мужа разрешения.
4. Если мужчина ничего не сказал своей жене по данному поводу, но при этом женщина знает, что ее муж не является скупым, то в этом случае она может давать в качестве садака небольшие суммы денег или недорогие вещи.
5. Если мужчина ничего не сказал своей жене по этому поводу, но женщина знает, что если она что-то даст кому-то, ее муж может рассердиться, то в этом случае она также не может ничего брать из его имущества, не получив его разрешения. Таково мнение факихов Ханафитского мазхаба (аль-Хидайа, IX/292; Аккирмани, Шархуль-Арбаин, 185).
Islam-Today