По мнению алимов ахлю-сунна, разум – это инструмент, позволяющий понять божественный призыв. В соответствии со Священным Кораном, разум – это способность, позволяющая понимать и постигать доказательства, указывающие на существование и единственность Аллаха Всевышнего; делающая человека человеком; придающая смысл его действиям и обеспечивающая принятие человеком ответственности за исполнение божественных повелений.
По мнению таких известных аскетов, как Ахмад аль-Антаки, Джафар аль-Хульди, Абу Амр аз-Заджадж и Муавия ибн Курра, разум – это особенность, позволяющая познавать блага Аллаха и быть благодарным за это; позволяющая прийти к заключению об истинности религии и необходимости выполнения ее предписаний, несмотря на давление низменных желаний, и достичь в конечном итоге вечного счастья. Человек пришел в этот мир для испытания, чтобы стало понятным, кто является хорошим, а кто плохим, чтобы отделить верующих от неверующих.
Как огонь плавит руду, позволяя извлечь из нее золото и драгоценные камни, сжигая то, что не имеет ценности и пользы, точно так же и огонь религии выводит таких ценных и достойных людей, как Абу Бакр, а такие никчемные и бесполезные люди, как Абу Джахиль, отправляются в огонь.
В любом испытании и экзамене возможен как правильный выбор, так и ошибочный. То же самое относится и к этому испытанию. И в данном испытании нашим путеводителем является Коран, а учителем является посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Они предостерегают нас от неправильных ответов. То есть хорошим и благим является то, что считает благом Аллах Всевышний, а плохим является то, что Он не считает благом. Те же, кто участвует в этом испытании, не могут определять сами, что является хорошим, а что плохим.
Они лишь ответственны за свой выбор. То, что Аллах Всевышний сделал дозволенным, то, что Он повелел нам, а также любые действия и состояния которые вызывают Его довольство, являются хорошими. Тогда как все, что было запрещено Аллахом и то, что вызывает Его недовольство, является плохим и неправильным. Несомненно, разум является вторым после божественных откровений указателем того, что является хорошим, а что плохим. Но поскольку все предписания, делающие человека счастливым в мирской и вечной жизни, разъяснены в Коране, разуму остается лишь понимание этих предписаний.
Ответы на вопросы экзамена готовятся в соответствии с учебником, освещающим данные вопросы. Для нас же в этой жизни таким учебником, позволяющим контролировать правильность или неправильность совершаемых нами действий, является книга Аллаха, а нашим учителем является Его посланник (салаллаху алейхи ва саллям).
Islam-Today