1. Итикаф, являющийся ваджибом.
Адак итикаф, то есть итикаф, который человек пообещал совершить, является ваджибом. Сообщается, что однажды Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху анху) сказал посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Во времена джахилии я дал обет совершить итикаф. Что мне сейчас делать?». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Выполни свое обещание» (Бухари, Итикаф, 16; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, II, 10).
2. Итикаф, являющийся сунной.
Совершение итикафа в последние десять дней месяца Рамадан является сунной. В риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что с того момента, как пост стал фардом, и до конца своей жизни, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) всегда совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, II, 67, 129). Если в каком либо городе или поселке хотя бы один мусульманин выполнит эту сунну, то со всех других эта обязанность будет снята. Таким образом, можно сказать, что итикаф является сунной-муаккада.
3. Итикаф, являющийся мустахабом (мандубом).
Совершение итикафа в любое другое время, кроме месяца Рамадан, является мустахабом. Для такого итикафа нет установленного времени совершения. Даже если человек, войдя в мечеть, сделает намерение совершить итикаф пока не выйдет из нее, то все то время, которое он проведет там, будет считаться итикафом.
Для этого вида итикафа соблюдение поста не является необходимым условием. По мнению некоторых муджтахидов, срок итикафа может составлять один час.
Islam-Today