Наш мир исламские ученые называют Даруль Асбаб (место причинно-следственных связей). Смысл этого названия в том, что если мы хотим достигнуть некой цели, мы должны использовать для этого какие-то средства и методы. К примеру, чтобы заработать деньги, человек должен ходить на работу. Если, например, я человек, который хочет поесть цыплят, мне нужно предпринять некие действия для достижения этого желания, нужно купить и приготовить еду.
Нельзя сидеть и просто ждать, что еда сама появится передо мной на столе, без приложения усилий. Аллах управляет всем в этом мире и все происходит по Его Воле, мы должны предпринимать различные методы, чтобы достигнуть своих целей. Но очень важно также, чтобы эти средства были дозволенными (согласно религии), и надо помнить о том, что, несмотря на наши усилия, все зависит от Аллаха. Что касается лечения болезней, Шариат поощряет усилия, направленные на лечение людей.
В хадисах есть много примеров, когда Пророк Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) советовал прибегать к разным способам лечения ранений и болезней. Сподвижник Усама ибн Шурайк (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды некоторые бедуины приехали к Пророку (саллаЛлаху алейхи ва саллям) и спросили его – должны ли они прибегать к лечению своих болезней. Пророк Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) ответил: تداووا فإن الله عز وجل لم يضع داء إلا وضع له دواء، غير داء واحد الهرم Прибегайте к лечению. Поистине, Аллах сотворил исцеление от каждой болезни, кроме старости (Абу Дауд, хадис 3855).
Так что, как можно видеть, лечение болезней поощряется в Исламе. Однако, нужно помнить, что для этого могут использоваться только дозволенные способы. Использование недозволенных методов запрещено и не имеет никакой пользы. Об этом сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: إن الله لم يجعل شفاءكم فيما حرم عليكم Поистине, Аллах не поместил исцеление в те способы лечения, которые Он объявил запретными для вас (Сахих аль-Бухари).
Относительно тех способов лечения, которые вы описали в своем вопросе, когда люди утверждают, что они имеют сверхъестественные способности, то это сомнительный способ лечения, и лучше от него воздержаться. Да, существуют некоторые подобные методы (исцеления без медицинского вмешательства), как например, рукья (чтение аятов Корана как средства излечения, с убеждением, что исцеление может быть достигнуто только по воле Аллаха). Но большинство таких методов сомнительно и содержит запретные элементы.
Обычному человеку сложно отличить запретное от дозволенного в таких способах лечения, поэтому я советую вам воздержаться от такого лечения. Кроме того, большинство из этих так называемых «целителей» - мошенники, и не имеют никакого понятия об этих вещах (о лечении людей).
В свете вышеописанных фактов человеку следует прибегать к обычным физическим способам лечения, которые лишены сомнительного. В случаях, когда обычная медицина не приносит успеха, человеку следует обратиться к надежному и доверенному ученому или имаму, который может посоветовать проверенного целителя, чьи методы основаны на Коране и Сунне. А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед