Махр – это брачный дар в виде золота, серебра, денежных средств или иного имущества, размер которого обговаривается заранее, и который мужчина обязан выплатить женщине при заключении брака или после этого. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (ан-Ниса 4/4).
Если мужчина не выплатит своей жене обговоренный махр, женщина может потребовать его выплаты, обратившись в суд. И до получения махра, женщина имеет право неисполнять своих обязанностей перед мужем (О.Н. Бильмен, Хукуки Исламиййе Камусу, т.2, стр.167).
Если махр будет определен сторонами, то есть мужем и женой, или их представителями, по обоюдному согласию, то такой махр будет называться махру-мусамма. У такого махра нет верхней границы, то есть он может быть любого размера. Если была достигнута договоренность, что весь махр будет выплачен сразу после бракосочетания, то в этом случае сразу после никяха, то есть после того, как имела место интимная близость или уединение, этот махр должен быть выплачен женщине в полном размере.
Если была достигнута договоренность, что часть махра будет выплачена сразу, а оставшаяся часть махра будет выплачена потом, то до тех пор, пока первая часть махра не будет выплачена, мужчина не будет иметь права на интимную близость с женой, если только она сама не позволит ему. Оставшаяся же часть махра выплачивается женщине либо по прошествии установленного срока, либо сразу после развода, либо в случае смерти мужа.
В случае смерти мужа, из оставленного им наследства в первую очередь выплачивается оставшаяся часть махра, и только после этого начинается раздел имущества между наследниками. В случае же развода, мужчина не имеет права сократить размер оставшейся части махра даже на копейку. Так как Аллах Всевышний говорит в Коране: «Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех?» (ан-Ниса 4/20).
Если же при заключении никяха махр не был обговорен сторонами, то в этом случае женщина автоматически получает право на получение махра. Такой махр называется махру-мисли. Размер этого махра и форма его выплаты определяются исходя из обычаев данной местности, то есть из того какой махр и как, выплачивается похожей женщине. Эта схожесть определяется исходя из таких критериев, как возраст, красота, богатство, уровень интеллекта, религиозность, девственность, вдовство, образование, воспитанность, нравственность и бездетность (О.Н. Бильмен, Камус, т.2, стр.119).
Доказательством действительности никяха, который был заключен без предварительного обсуждения махра, является следующий аят, в котором Аллах Всевышний говорит: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое). Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих возможностей. Такова обязанность творящих добро» (аль-Бакара 2/236).
В данном аяте еще до упоминания махра, говорится о разводе. Исходя из этого, акт бракосочетания, заключенный без упоминания махра, является действительным.
Islam-Today