В арабском языке существуют буквы по произношению очень похожие друг на друга, и раздельное произнесение которых может оказаться затруднительным для неарабов. К таким буквам, например, относятся: ظ ـ ض ص ـ س ط ـ ت ح ـ ه.
По мнению большинства факихов, чтение одной из этих букв вместо другой, из числа букв, представленных в примере, не нарушает намаза. В соответствии с этим мнением и выносились фетвы. По мнению Кады Абу Хасана и кады Абу Асыма, если такая ошибка будет совершена намеренно, то в этом случае это нарушит намаз. Если же такая ошибка будет допущена случайно, в виде оговорки, то тогда намаз не нарушается.
Однако, как мы уже сказали, фетвы выносились в соответствии с первым мнением, которое было упомянуто ранее, так как оно содержит в себе облегчение. Таким образом, если человек испытывает затруднения в произнесении тех букв, которые он в принципе может произнести правильно, то ему необходимо приложить все необходимые усилия к тому, чтобы научиться правильному произношению этих букв, так как в данном случае это не будет считаться оправданием.
Если человек никак не может исправить произношение тех или иных букв, то в этом случае при проведении намаза в качестве имама ему следует выбирать такие аяты, где не встречаются те буквы, которые он не может произносить. Или же он может совершать намаз, читая Коран так, как может, но в этом случае такому человеку лучше не выполнять обязанности имама (Фатаваи-Кадыхан, Фатава аль-Хиндиййа). Таково наиболее достоверное мнение.
Из всего вышесказанного следует, что намаз человека, имеющего определенные трудности с произнесением некоторых букв арабского алфавита, не нарушается. Точно так же, если такой человек является имамом в намазе, то это не нарушает намаза джамаата.
Islam-Today