104 сурой Корана является сура «Хумаза», которая была ниспослана в Мекке. Свое название сура берет от слова «хулитель» (в первом аяте). Ученые согласны в мнении, что сура состоит из 9 аятов. По счету это была 32 сура ниспосланная Посланнику Аллаху (мир ему) после суры Аль-Кыйама.
Считается, что сура «Хумаза» была ниспослана из-за группы мекканских многобожников, которые оскорбляли умму пророка Мухаммада (мир ему) и распространяли о ней лжи. Среди многобожников Мекки был Валид бин аль-Мугир, Умайа бин Халиф, аль-Ас бин Ваил, Джамиль бин Мамар из племени Джума, который позже принял ислам в день завоевания Мекки. Эти мужчины были лидерами племени курайшитов и являлись врагами ислама.
Данная сура является предостережением от Аллаха многобожникам Мекки, которые унижали и оскорбляли мусульман, стремясь сломить их преданность исламу. Таким образом, сура является напоминанием для любого, кто занимается злословием, сплетничает и лжет.
Аят 1 «Горе всякому клеветнику и обидчику» (104:1).
Сура начинается с порицания противоречащих исламским ценностям качеств - злословия, оскорбления, унижения других, распространение сплетен. «Хумаза» («хулитель») и «люмаза» («обидчик») сеют вражду и ненависть между людьми, разрушая взаимоотношения между ними, тем самым обретают горе в виде гнева Всевышнего Аллаха. Ислам запрещает любые насмешки и издевательства над другими, и рассматривает это как тяжкий грех.
Аят 2 «…который копит состояние и пересчитывает его…»
(104:2) Эти слова относятся обидчикам, упомянутым в первом аяте. Аллах говорит, что они не только оскорбляли других, но и были жалки и любили богатство. Это еще раз доказывает, что сура была ниспослана относительно лидера племени курайшитов, который был очень богат.
Аят 3 «… думая, что богатство увековечит его» (104:3).
Невежественный человек считает богатство своим спасением и защитой, делающее его выше других и способное обеспечить его большим. Ему кажется, что он сможет избежать опасности и наказания при помощи богатства. Он ложно считает, что его жизнь также вечна, как и его имущество.
Аят 4 «Но нет! Его непременно ввергнут в Огонь сокрушающий» (104:4).
Выбирая путь унижения, оскорбления людей, распространения сплетен, причинения вреда своим языком людям, человек принимает путь не к Аллаху, который ведет его от одного греха к другому, но не как к довольству Своего Создателя. Истинное спасение – только у Аллаха. И тот, кто этого не принимает, обречен на несчастье в мире вечном.
Аят 5 «Откуда ты мог знать, что такое Огонь сокрушающий?» (104:5).
Огонь сокрушающий – одно из имен Ада, приведенного в Коране. Использовано как описание Ада – места, где сокрушают.
Аят 6 «Это – разожженный Огонь Аллаха» (104:6).
«Огонь Аллаха» указывает на то, что этот огонь был создан Аллахом Всемогущим, как и все остальное. Это огонь, возгорающийся по воле и приказу Аллаха, символизирует гнев Всевышнего Аллаха тем, кто избрал для себя отличный от праведного путь.
Аят 7 «…который вздымается над сердцами» (104:7).
Это второе описание огня Аллаха после «разожженного». Огонь Аллаха касается не только тела и плоти, но достигает и души каждого и каждый ответит за то, что несла его душа.
Аят 8-9 «Воистину, он сомкнется над ними высокими столбами (мученики будут прикованы к этим столбам или врата Ада будут заперты и закреплены этими столбами)» (104:8-9).
В данном аяте – третье описание огня Всевышнего Аллаха. Олицетворяет положение человека, не покорившегося Аллаху, подобно тому, как он оказался бы в заключении и слышит за собой звук запирающейся двери. Но только это заточение, из которого нет выхода и спасения. Здесь значение еще сильнее, они будут заперты сверху, лишены милости и надежды на выход.