В одном из аятов Корана Аллах Всевышний повелевает нам восхвалять Его по утрам и перед закатом. А в хадисах после каждого намаза рекомендуется по тридцать три раза произносить тасбих, тахмид и такбир.
Соответственно, нужно было вести счет этим зикрам, и здесь уместен вопрос, а с помощью чего их нужно считать? Ответ мы можем найти в хадисах, в одном из которых сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вел счет зикрам на пальцах (Абу Давуд, Тирмизи, Насаи, Хаким).
Следовательно, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) использовал пальцы для счета зикра и советовал другим своим сахабам делать то же самое. Наряду с этим, из других риваятов мы узнаем, что многие из сахабов использовали для этого косточки от фиников, маслин и маленькие камушки, и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не возражал против этого.
Например, сообщается, что у Абу Хурайры была длинная веревка, на которой было завязано много узелков, а Сафийа (радыйаллаху анха) носила с собой в небольшом мешочке маленькие камушки, которые она использовала при зикре.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) знал об этом и не запрещал этого. Как мы уже сказали, в первое время мусульмане при чтении тасбихов и зикров использовали пальцы рук, мелкие камушки или веревки с завязанными на них узелками. Это продолжалось вплоть до второго века хиджры.
В начале второго века хиджры стали появляться привычные для нас четки. Один из поэтов того времени, в одном из своих стихотворений, пишет: «В одной руке у меня мусхаф, а в другой руке тасбих». Из этих строк становится понятным, что именно в тот период стали впервые появляться аналоги привычных нам четок.
Islam-Today