Чтобы никах считался действительным, необходимо при его заключении присутствие двух свидетелей. Если помимо опекунов при заключении никаха не будет двух свидетелей, то такой никах будет недействительным. Доказательством этого являются следующие хадисы: Айша (радыйаллаху анха) передавала, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «В отсутствие опекунов и двух справедливых свидетелей никах будет недействительным» (Абу Давуд, Никях, 19; Дарими, Никях, 11).
«Без свидетелей нет никаха» (Бухари, Шахадат, 8). В другом хадисе говорится: «При отсутствии четырех человек заключаемый никах будет лишь развратом. Эти четыре человека: жених, отец или опекун невесты, и два свидетеля» (Ширази, аль-Мухаззаб, II, 42).
Из этого хадиса следует, что сам жених не может быть свидетелем. Свидетелями должны быть два человека, помимо самого жениха и опекуна невесты. Аллах Всевышний говорит в Коране: «...В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (аль-Бакара 2/282).
Данный аят, в котором речь идет о долге, так же охватывает и акт никяха. Наличие свидетелей при заключении того или иного акта обеспечивает защиту прав сторон в случае возникновения разногласий. Акт бракосочетания является актом, который предоставляет сторонам определенные права и возлагает на них определенные обязанности.
К таким правам и обязанностям, например, относятся следующие: махр, нафака (материальное обеспечение), подтверждение родословной, родственные связи, возникающие вследствие брака, и прочие. С другой стороны, публичное заключение акта никаха и наличие при этом свидетелей избавляет супругов от подозрений в совершении прелюбодеяния.
Islam-Today