Если при совершении саджда (земного поклона) на таких мягких поверхностях, как, например, кровать, диван, вата, снег и тому подобное, лицо человека, то есть в данном случае лоб и нос, чувствуют твердость, то в этом случае совершение саджда на такой поверхности будет разрешено.
Если же лицо полностью проваливается вглубь и не чувствует ничего твердого, то тогда совершать саджда на этой поверхности нельзя. Человек, совершающий саджда, должен быть внимателен к тому, чтобы поверхность, на которой он совершает земной поклон, была тверже носа. Так как в противном случае саджда будет считаться недействительным, соответственно, совершаемый намаз также будет недействителен.
Если человек совершает саджда на мешках, заполненных пшеницей, рисом, ячменем и тому подобным, то такое саджда будет действительным, такая поверхность считается достаточно жесткой (Фатаватуль-Хиндиййа). Говоря коротко, то место, куда человек кладет свой лоб во время совершения саджда, не должно быть слишком мягким.
Если поверхность, на которой совершается намаз, не слишком мягкая, например, ковер, то есть при совершении саджда ощущается твердость пола, то в этом случае совершение саджда на такой поверхности разрешено. Если же при совершении саджда на вате, шерсти или соломе лицо будет полностью проваливаться и не будет ощущаться твердость, то такое саджда и намаз будут недействительны.
То есть в данном вопросе главным условием является, чтобы при совершении саджда на мягких поверхностях лоб чувствовал твердость. Покойный Омер Насухи Бильмен говорил по этому поводу: «При совершении саджда необходимо чувствовать твердость поверхности.
На том, что препятствует ощущению твердости, например, вата, шерсть, снег или солома, саджда совершать нельзя. Если же вата и шерсть сваляются, а снег будет утоптан, то в этом случае совершение саджда на такой поверхности станет разрешенным» (Бюйук Ислам Ильмихали).
Islam-Today