По поводу того, является ли действительным развод, совершенный по принуждению, между факихами имеются разногласия. По мнению Абу Ханифы развод, совершенный по принуждению, является действительным. Так как в данном случае, давая развод, мужчина хоть и не согласен с тем, что делает, но, тем не менее, он совершает данное действие, использовав свою волю, и сделав свой выбор.
Таким образом, развод является следствием того выбора, который сделал этот человек по своей воле. В качестве доказательства, Абу Ханифа приводит следующие хадисы: «Любой развод считается действительным, за исключением развода ребенка и умалишенного» (Зейлаи, Насбур-Райе, 3/221).
В другом риваяте сообщается: «Однажды одна женщина, разозлившаяся на своего мужа, дождавшись когда он заснет ночью, села ему на грудь, приставив нож к горлу и сказала: «Если ты не дашь мне троекратного развода, то я убью тебя». Мужчина дал ей троекратный развод, а утром отправился к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), рассказал ему о случившемся ночью, и спросил о том, является ли такой развод действительным. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил ему, что этот развод является действительным» (Зейлаи, Насбур-Райе, 3/222).
По мнению имамов трех других мазхабов, развод, совершенный по принуждению, является недействительным. В качестве доказательства они приводят кыйас (суждение по аналогии) с ситуацией, когда человека под страхом смерти принуждают отступить от своей веры, на что в Коране дается разрешение.
Также в качестве доказательств они приводят следующие риваяты: «Развод или освобождение раба, совершенные в гневе или по принуждению, являются недействительными» (Абу Давуд, Таляк, 8). «Поистине Аллах простил моей общине то, что приходит им в сердце в виде васвасы, пока они не выскажут это» (Бухари, Таляк, 44).
В семейном уложении Османской империи в 105 пункте также говорится о том, что развод, совершенный по принуждению, является недействительным.
Islam-Today