Проблемы кровной мести возникают в тех обществах, где очень сильны родственные связи и где распространены особые понятия о чести и достоинстве. Как правило, кровная месть основана на желании отомстить за нанесенную обиду, которая бросает тень на честь другой стороны.
Подобные понятия о чести и достоинстве присущи тем обществам, в которых распространены кланово-родовые отношения. Как правило, в таком обществе попытки найти истину и объективно решить возникший конфликт, считаются неприемлемыми, следствием чего и становится кровная месть, которая в их представлении является единственным справедливым решением. Кровная месть была очень распространена среди арабов во времена джахилии.
Поскольку в обществе времен джахилии отсутствовали механизмы правосудия и справедливости, то даже незначительные конфликты зачастую становились причиной возникновения вражды и даже войн между племенами. С приходом Ислама были отменены очень многие обычаи периода джахилии, в том числе была запрещена и кровная месть.
В соответствии с Исламом, жизнь человека, его имущество, его честь и достоинство, а так же все его права и свободы, являются неприкосновенными. Ни один человек не имеет права посягать на жизнь или имущество другого человека, или ограничивать его права и свободы. Поэтому ни о какой кровной мести между верующими не может быть и речи. Так как с точки зрения Ислама все верующие являются братьями друг друга и обязаны относиться друг к другу в рамках тех принципов, которые установлены Исламом.
В Исламе общественная жизнь основана на фундаменте веры и справедливости, и регулируется принесенными Исламом повелениями, запретами, нравственными нормами, а так же системой правосудия. Любое совершенное преступление рассматривается не только с точки зрения права и наказания, но в то же самое время как проблема веры. Так как с точки зрения Ислама, каждое преступление, совершенное в этой жизни, тесно связано с жизнью вечной.
Так, например, Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (ан-Ниса 4/93).