Следует отметить, что между «знать» и «сделать» существует большая разница. Например, нам известно, что из семени вырастает дерево, однако это не значит, что в самом дереве нет необходимости. Или же у нас есть нарисованный план дома, разве можно сказать, что этого плана вполне достаточно, и сам дом не нужен?
Если мы не можем сказать подобного в отношении самых простых и повседневных дел, то мы тем более не можем сказать: «Раз Аллах знал, что будет делать человек, то зачем Он нас испытывает?» в отношении Аллаха Всевышнего, заключившего в сотворении человека бесконечную мудрость. Да, Аллах Всевышний знает, в Раю или в Аду окажется тот или иной человек. Но так же, как приход человека в этот мир наполнен мудростью, точно так же и отчет в день Великого суда, наполнен глубочайшей мудростью.
В день сбора проявятся такие имена Аллаха Всевышнего, как Адиль, Хаким, Хафиз, Кадир и другие. И человек увидит, что даже самые незначительные детали того, что он совершал при жизни, были зафиксированы совершенным образом, и это будет свидетельствовать либо в его пользу, либо против него.
Что касается жизни в могиле, то знание об этом относится к категории сокровенного, поэтому судить о сути этой жизни мы можем лишь на основании сообщений, переданных от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). После того, как умерший человек будет похоронен, к нему приходят два ангела Мункар и Накир и задают ему вопросы.
Если покойный был верующим, то его могила превращается в уголок Рая, если же он был неверующим, то его могила становится одной из ям Ада. Для верующего человека, у которого при жизни было много грехов, испытание в могиле может стать искуплением этих грехов, вследствие чего его отчет будет более легким, и он войдет в Рай.
Islam-Today