Следующие аяты ясно показывают нам, что на месте сбора в судный день, все люди найдут своих родственников и друзей: «Когда же раздастся Оглушительный глас, в тот день человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей, ибо у каждого человека своих забот будет сполна.
В тот день одни лица будут сиять, смеяться и ликовать. На других же лицах в тот день будет прах, который покроет их мраком. Это будут неверующие грешники» (аль-Абаса 80/33-42). В этом аяте говорится о том, что каждый человек встретится на месте сбора со своими родственниками и знакомыми, некоторые же будут испытывать неудобства и убегут от них.
Слово «бросит», упоминаемое в этом аяте, может подразумевать как отдаление, так и избегание. Причиной этого «бросания» и побега, может стать желание избежать отчета. Например, брат может сказать этому человеку: «ты не помог мне материально, когда я нуждался»; его отец может сказать: «ты не был послушен»; жена может сказать: «ты кормил меня харамом и обижал меня»; а дети могут сказать: «ты не воспитал нас должным образом и не разъяснил нам правду». Было сказано, что первым, кто бросит своего брата, будет Хабиль. Первым, кто бросит своего отца, будет Ибрагим (алейхи салям).
Первыми, кто бросит своих жен, будут Нух и Лут (алейхима салям). Первым, кто бросит своего сына будет Нух (алейхи салям). Так же слово «бросит» может подразумевать не отдаление и избегание, а то, что каждый человек будет полностью поглощен размышлениями о самом себе и о своей участи, и поэтому не будет оказывать помощь никому другому. Это соответствует следующим аятам: «Это будет день, когда близкий ничем не поможет своему близкому и когда помощь не будет оказана никому» (ад-Духан 44/41); «...родственник не станет расспрашивать родственника» (аль-Мааридж 70/10).
Islam-Today