Могила должна быть глубиной либо в полный рост человека, либо доходить до груди человека. Для защиты тела покойного могила может быть выкопана и глубже. Если земля твердая, то по правой стенке могилы делается небольшое углубление (ляхд).
Если же земля мягкая и ляхд сбоку сделать невозможно, то в этом случае ляхд делается на дне могилы, и туда кладется тело покойного. Исламские муджтахиды и факихи были единодушны в запретности возведения на могилах строений, мавзолеев или куполов, а также в запретности нанесения на надгробия слов восхваления умершего или слов, отвергающих предопределение.
В противоположность этому разрешено на одну-две пяди поднять могилу над землей, сделать на ней небольшую насыпь из земли, а также установить в изголовье камень с именем умершего. Айша (радыйаллаху анха) сказала: «Если бы не существовало такой опасности, то могила посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) была бы оставлена открытой, то есть видимой снаружи» (Бухари, Джанаиз, 916).
После совершения джаназа-намаза тело покойного на руках или на транспортном средстве несут на кладбище. Выкапывание могилы достаточной глубины и в соответствии с ростом умершего и захоронение в ней тела покойного является фардом-кифайа (коллективной обязанностью мусульман). Тело покойного размещается в могиле со словами «Бисмиллях ва аля суннати расулиллях».
Тело покойного кладется в могилу на правый бок, лицом в сторону киблы. Затем на саване развязываются узлы. После того, как тело покойного будет прикрыто доской, могилу начинают засыпать землей с помощью лопаты или руками. Сделать на могиле небольшую насыпь является мандубом. Для уплотнения земли ее можно полить водой.
Islam-Today