1. Соблюдение договоров.
Это важное качество, без которого характер нельзя назвать благим. Потому что несоблюдение договоров чревато неприятностями и неудобствами, доставляемыми не только самому человеку, но и окружающим. В прежние времена люди были готовы жертвовать жизнью, чтобы сохранить веру людей в честность и надежность. Так, рассказывают, что однажды к халифу Умару привели человека, который убил одного из жителей этого города. Когда ему было назначено наказание, он взмолился, чтобы его отпустили - чтобы он смог завещать свое имущество и наладить дела семьи перед смертью. Он попросил три дня и назначил заступника за себя, который в случае его бегства должен был понести его наказание – смерть.
Халиф отпустил его. Прошло три дня, люди разуверились, но до захода солнца он пришел в назначенное место. Когда удивленный халиф спросил, что заставило его вернуться, когда он мог бежать и спастись, тот человек ответил: «Я боялся, что скажут «Не осталось в людях верности». Нарушение обещаний - одно из качеств лицемеров. Как сказано в хадисе: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт» (Бухари, Муслим) В Коране Всевышний Аллах говорит: «Исполняйте обещания, поистине, за обещание спросят» (сура «аль-Исра», «Ночной перенос», аят 34). Соблюдение договоров – это основа надежных, стабильных и безопасных отношений. А неисполнение – это не просто отказ выполнить какое-то дело, а нанесение вреда взаимоотношениям и подача дурного примера другим.
2. Уважение чужих границ.
Уважение границ других подразумевает непосягательство на его честь, имущество, жизнь, а также уважительное отношение к личности человека и его правам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Мусульманин – это тот, кто никогда не причиняет вреда другому мусульманину, ни языком, ни руками» (Муслим, Бухари) Но вред можно причинять не только физически, но и эмоционально: пренебрежением, обесцениванием, иронией и т.д.
3. Терпеливость.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из хадисов сказал: «Тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение». (Бухари, Муслим). Терпение – это выдержка, выносливость, способность преодолевать трудности не сворачивая с правильного курса, сила, позволяющая не впадать в уныние и малодушие. В хадисе также сказано: «Знай, что нет победы без терпения». И благой нрав, являясь победой над многими пороками, также не сформируется без обучения терпению.
4. Правдивость.
Правдивость – это основа благонравия. Со слов Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию и, поистине, благочестие приведёт к раю и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приведёт к огню и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец».(Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи)
Ложь разрешена только в исключительных случаях, согласно хадису, переданному ат-Тирмизи и Абу Даудом: «Не разрешена ложь, кроме как в трех случаях: в разговоре мужа с женой, на войне, и с целью примирения между людьми».
5. Доброжелательность, милосердие, помощь другим.
В одном из хадисов сказано: «Кто желает отдаления от Ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог один и Мухаммад – Его Посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» (Хараити). Во многих других хадисах также подчеркивается, что от того, как поступает человек по отношению к другим, зависит то, как будет к нему относиться Всевышний.
Например:
- «Кто скроет недостатки мусульман, и Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим).
- «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим).
- «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете» (Муслим).
- «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (Табарани). Перечисленные качества не являются исчерпывающими для описания такого объемного понятия как благой нрав.
Но отражают лишь некоторые его черты: щедрость, правдивость, доброжелательность, мягкость, надежность, уважение к другим, терпеливость. Каждое из них является угодным Всевышнему и «наполняет» веру. Поэтому для каждого верующего, желающего снискать любовь Всевышнего, важно уделять время не только поклонению, но и воспитанию, облагораживанию своего характера.
Ася Гагиева