Роль благонравия в религиозной практике

Роль благонравия в религиозной практике

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к лучшим из вас относятся те, у кого наилучший нрав» (Бухари, Муслим). В хадисе, переданном от ан-Навваса ибн Самъана, также сказано: «Праведность – это благой нрав, а грех – это то, что беспокоит душу, и то, что ты хотел бы скрыть от людей».

Этот хадис открывает более тонкие аспекты в понимании греха и праведности. Поскольку в исламе большое значение придается вере и поклонению Всевышнему, многие могут думать, что внешнего соблюдения веры и внутренней убежденности достаточно, чтобы быть хорошим верующим. Но данный хадис приводит к понимаю, что одним из самых явных последствий и вместе с тем признаков хорошего вероисповедания является благой нрав.

Это созвучно словам Всевышнего о том, что истинная богобоязненность проявляется не только в соблюдении внешних атрибутов. Так, в Коране сказано: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 177). Не будучи самоцелью, главной целью поклонения является отдаление от запретного и достижение блага человеком и обществом: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 45).

Поэтому без сомнений можно сказать, что одна из главных целей соблюдения ислама – это воспитание благого нрава, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы» Согласно другому хадису, благонравие – то, за что многие будут вознаграждены Раем: «То достоинство, за которое большинство людей войдут в Рай, это их (добродетельная) набожность и хороший тон поведения» (ат-Тирмизи). Ислам – это не просто набор заповедей, а образ жизни, учитывающий все аспекты и грани человеческой жизни. Поэтому обладание благим нравом может возвести человека на уровень того, кто совершает дополнительное богослужение: «Поистине, благодаря благонравию верующий может возвыситься до положения того, кто постится и проводит ночи в молитвах» (Абу Дауд).

И возвысить человека в Судный день, приблизив его к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «В День Воскресения не будет на весах верующего, ничего тяжелее благонравия, ведь, поистине, Аллах ненавидит говорящего непристойности и оскорбляющего!» (передал Абу Дауд и ат-Тирмизи).

«Поистине, больше всех из вас я люблю наиболее благонравных, и они окажутся самыми близкими ко мне в День Воскресения, а самыми ненавистными для меня из вас являются болтливые; те, кто говорит напыщенно и разглагольствующие, и они окажутся в наибольшем удалении от меня в День воскресения!» Люди спросили: «О, посланник Аллаха! А кто такие разглагольствующие?» Он ответил: «Высокомерные» (ат-Тирмизи). Благонравие – путь к достижению любви Аллаха: «Самыми любимыми рабами Аллаха являются самые благонравные из них» (аль-Хаким).

Не всегда усердие в религиозной практике и соблюдение религиозных правил, предписаний и запретов сопровождается благим нравом. Иногда человек, усердствующий в поклонении, может допускать оскорбительные слова в адрес других, плохое мнение о людях, подозрения или что-либо другое, противоречащее благонравию.

Однако без последнего вера не становится полноценной, положение перед Аллахом не становится высоким, и связь с Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не становится крепче. Потому что главная цель религиозной практики и в целом исповедования ислама – это постижение истины и высокая нравственность.

Ася Гагиева

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: