Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к лучшим из вас относятся те, у кого наилучший нрав» (Бухари, Муслим). В хадисе, переданном от ан-Навваса ибн Самъана, также сказано: «Праведность – это благой нрав, а грех – это то, что беспокоит душу, и то, что ты хотел бы скрыть от людей».
Этот хадис открывает более тонкие аспекты в понимании греха и праведности. Поскольку в исламе большое значение придается вере и поклонению Всевышнему, многие могут думать, что внешнего соблюдения веры и внутренней убежденности достаточно, чтобы быть хорошим верующим. Но данный хадис приводит к понимаю, что одним из самых явных последствий и вместе с тем признаков хорошего вероисповедания является благой нрав.
Это созвучно словам Всевышнего о том, что истинная богобоязненность проявляется не только в соблюдении внешних атрибутов. Так, в Коране сказано: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 177). Не будучи самоцелью, главной целью поклонения является отдаление от запретного и достижение блага человеком и обществом: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (сура «аль Анкабут», «Паук», аят 45).
Поэтому без сомнений можно сказать, что одна из главных целей соблюдения ислама – это воспитание благого нрава, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравы» Согласно другому хадису, благонравие – то, за что многие будут вознаграждены Раем: «То достоинство, за которое большинство людей войдут в Рай, это их (добродетельная) набожность и хороший тон поведения» (ат-Тирмизи). Ислам – это не просто набор заповедей, а образ жизни, учитывающий все аспекты и грани человеческой жизни. Поэтому обладание благим нравом может возвести человека на уровень того, кто совершает дополнительное богослужение: «Поистине, благодаря благонравию верующий может возвыситься до положения того, кто постится и проводит ночи в молитвах» (Абу Дауд).
И возвысить человека в Судный день, приблизив его к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «В День Воскресения не будет на весах верующего, ничего тяжелее благонравия, ведь, поистине, Аллах ненавидит говорящего непристойности и оскорбляющего!» (передал Абу Дауд и ат-Тирмизи).
«Поистине, больше всех из вас я люблю наиболее благонравных, и они окажутся самыми близкими ко мне в День Воскресения, а самыми ненавистными для меня из вас являются болтливые; те, кто говорит напыщенно и разглагольствующие, и они окажутся в наибольшем удалении от меня в День воскресения!» Люди спросили: «О, посланник Аллаха! А кто такие разглагольствующие?» Он ответил: «Высокомерные» (ат-Тирмизи). Благонравие – путь к достижению любви Аллаха: «Самыми любимыми рабами Аллаха являются самые благонравные из них» (аль-Хаким).
Не всегда усердие в религиозной практике и соблюдение религиозных правил, предписаний и запретов сопровождается благим нравом. Иногда человек, усердствующий в поклонении, может допускать оскорбительные слова в адрес других, плохое мнение о людях, подозрения или что-либо другое, противоречащее благонравию.
Однако без последнего вера не становится полноценной, положение перед Аллахом не становится высоким, и связь с Сунной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не становится крепче. Потому что главная цель религиозной практики и в целом исповедования ислама – это постижение истины и высокая нравственность.
Ася Гагиева