Запись откровения Во времена Пророка (ﷺ) письменность в Аравии не была широко распространена, но уже были люди, о которых сообщается, что они умели писать. Так, о Вараке, двоюродном брате Хадиджи, например, говорится, что он был обращен в христианство в доисламский период «и часто писал по-арабски и записал Евангелие на арабском, поскольку Аллах пожелал, чтобы он писал».
Пророк со своей стороны поощрял мусульман к изучению письма. Рассказывается, что некоторые курайшиты, будучи взяты в плен в битве при Бадре, получили обратно свою свободу после того, как обучили нескольких мусульман искусству письма. Писал ли сам Пророк (ﷺ)? Хотя остается неясным, умел ли Пророк (ﷺ) писать, ученые единодушны в том, что сам Мухаммад не записал откровения. Коран ясно утверждает: "Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей.
В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение" (29:48). Коран также упоминает Мухаммада (ﷺ) в нескольких случаях как «неграмотного Пророка», что некоторые ученые интерпретируют в таком смысле, что он не умел ни читать, ни писать: «Те, которые следуют за Посланником, неграмотным пророком…» (7:157).
Его община также характеризуется как «неграмотная»: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды...» (62:2). Коран был продиктован Пророком (ﷺ) Коран был не только записан теми сподвижниками, которые сделали это по своей собственной инициативе. В действительности Пророк (ﷺ), когда пришло откровение, сам призвал писцов и продиктовал его им. Пророк во время пребывания в Медине имел при себе несколько таких писцов, среди которых Зейд б. Сабит был самым известным. Повествует аль-Бара: “Было ниспослано: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха» (4:95). Пророк сказал: «Позовите ко мне Зейда и пусть он принесет доску, чернильницу и лопаточную кость (или лопаточную кость и чернильницу)». Затем он сказал: «пиши: не равны между собой те верующие…». Также сообщается, что материалы, на основании которых было записано откровение, хранились в доме Пророка (ﷺ).
Записанное во время жизни Пророка (ﷺ) Другое свидетельство сообщает нам о том, что когда люди пришли в Медину изучать Ислам, им были предоставлены «копии глав Корана для чтения и заучивания их наизусть». Дополнительное свидетельство существования Корана как текста, записанного еще при жизни Пророка (ﷺ), можно получить из следующего сообщения: Абд Аллах б. Абу Бакр б. Хазм сообщает: «Книга (т.е. Коран), записанная Посланником Аллаха для Амра б. Хазма, содержала также сведение о том, что ни один человек не может дотрагиваться до Корана без омовения».
Почему Книга не была оставлена Пророком (ﷺ)? Пророк Мухаммад (ﷺ) не представил своим сподвижникам откровения, собранного и расположенного в одной книге. Для этого имеется достаточное количество причин, а именно:
- откровение было ниспослано не как целое произведение, а частями и принималось Пророком непрерывно до конца его жизни;
- некоторые аяты в ходе передачи откровения были отменены и, следовательно, необходимо было сохранять гибкость;
- аяты и суры не всегда открывались в их конечном виде, а были упорядочены позже;
- Пророк прожил лишь девять дней после получения последнего откровения и был сильно болен;
- во время жизни Пророка относительно Корана не было споров и разногласий, которые проявились впоследствии, когда он не был больше доступен в качестве последнего авторитета.
islam-today.ru