Учеными отмечены и выделены виды связи пророческой сунны с Кораном. Этих видов всего четыре. Рассмотрим каждый вид и приведем примеры.
1) Пророческая миссия является подтверждением Корану и соответствует всему тому, что передается и приводится в Коране. Например, Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи» (4:36).
Что же говорит об этом сунна Пророка (мир ему)? Когда Муʻаз ибн Джабаль спросил у Посланника Аллаха (мир ему): «Посоветуй мне»! Посланник Аллаха (мир ему), сказал: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему ни с чем сотоварищества». Данный хадис приводится в сборнике Мустадрак ибн аль-Хаким. Таким образом, мы видим, что в данном случае слова Пророка (мир ему) соответствуют тому, что указано Аллахом в Священном Коране.
2) Пророческая сунна является толкованием и разъяснением того, что передано в Коране коротко, сжато. Например, в Коране упоминается слово «намаз», но при этом невозможно узнать, сколько ракаʻатов в намазе, в какое время молиться, каким образом совершать молитву. Как ответ на данные вопросы приводятся хадисы Пророка (мир ему), который обучил и показал, как правильно нужно совершать молитву. В хадисе говорится: «Совершайте молитву, как совершаю ее Я» (аль-Бухари). О других видах поклонения мы также узнали из хадисов нашего Пророка (мир ему).
Сколько и как выплачивать (закят), как держать пост, что его нарушает, что является дозволенным и запрещенным во время поста, как вести торговлю - все это и многое другое, что приводится в Коране без толкования (коротко, сжато, без уточнений можно найти в хадисах. В этом случае роль хадисов носит разъяснительный и пояснительный характер. Ведь без пророческой сунны мы многое не смогли бы понять и познать.
3) Хадисы исполняют роль уточнения, дополнения и конкретизации слов, переданных в Коране. Например, Аллах в Коране сказал (смысл): «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну – долю, подобную доле двух дочерей» (4:11). Что касается данного аята, то решение наследования касается детей от общих родителей, будь то мужчина или женщина, отцы или матери, маленькие они или большие, нет разницы между пророком и другими детьми. А пророческая сунна уточняет нам решение, высказанное Аллахом в Коране.
Например, не дается доля от наследства ребенку, если он является убийцей. На это указывают слова Посланника Аллаха (мир ему): «Убийца не получает наследства». Также не получает наследство ребенок, если он является пророком. Посланник (мир ему) сказал: «Мы, пророки, не унаследуем, а то, что мы оставили, – это милостыня».
4) Хадисы играют роль разъяснения и объясняют неясное, сомнительное. В Коране приводятся много аятов, которые являются запутанными, трактуются неоднозначно, или встречаются выражения, смысл которых не понятен. Смысл таких аятов и выражений невозможно выявить, не обращаясь к хадисам Пророка (мир ему), так как неправильное понимание смыслов может привести к заблуждению. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (4:80).
Всевышний Аллах сделал подчинение Его посланнику (мир ему) подчинением Ему. Великий и Всемогущий Аллах предостерег от неповиновения Его посланнику (мир ему) и пригрозил тому, кто ослушается Пророка вечным пребыванием в Аду. Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Не делайте обращения к посланнику среди вас такими же, как обращение вас друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые пробираются, ища убежища. Пусть берегутся те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!» (24:63).
Islam-Today
О