Азан, читаемый пять раз в день с минаретов мечетей, является одним из обрядовых знамений ислама. Чтение азана является своего рода объявлением о единобожии и призывом к нему, а также призывом ко второму по значимости столпу религии, которым является намаз.
Поэтому верующий, который услышал слова азана, должен ответить на этот призыв. А ответом на него является совершение наступившего намаза. Все алимы единодушны в том, что повторение слов азана вслед за муэдзином является сунной. Во время чтения азана по мере возможности следует оставить все посторонние дела. На это время следует оставить все разговоры и прочие дела, и стараться слушать азан в состоянии хушу.
В таких книгах по фикху, как «Бадаиус-Санаи» и «аль-Фатава аль-Хиндиййа», говорится: «При чтении азана муэдзином, не подобает заниматься ничем посторонним, за исключением повторения слов азана вслед за муэдзином. Однако если у человека есть срочное дело, которое необходимо срочно закончить, то продолжение этого дела во время чтения азана не будет считаться грехом.
Также нет ничего предосудительного в том, если человек будет слушать азан лежа. Так как в положении лежа разрешено совершать зикр, тасбих и даже читать Коран. Известно, что, уже находясь в постели, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) читал аяты Корана, содержащие в себе дуа.
Также нет ничего предосудительного в том, чтобы во время чтения азана приступить к подготовке к намазу, посетить уборную или находиться в это время в туалете, так как очищение от физической и ритуальной нечистоты, является одним из фардов намаза. Говоря коротко, при чтении азана, человеку по мере возможности стоит оставить все свои дела, и внимательно слушать азан, повторяя его слова в качестве ответа муэдзину.
Islam-Today