Одной из причин является стремление к долгой жизни и любовь к тому, что можно приобрести благодаря богатству. Если человек будет твердо знать, что он может умереть на следующий день, он никогда не станет скупиться. Так же к скупости человека могут подтолкнуть его дети. То есть человек, думая об их будущем, старается накопить как можно больше денег.
Сообщается, что в связи с этим посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ребенок может стать причиной жадности, страха и невежества» (Ибн Маджа). «Некоторые родители говорят: «У меня есть дети, мне необходимо их кормить, и я должен им, что-нибудь оставить после себя, чтобы обеспечить их будущее». На первый взгляд, в этом нет ничего ошибочного. Но иногда это чувство настолько овладевает родителями, что они скупятся потратить на благие дела даже несколько копеек. Они не помогают бедным и нуждающимся.
Тогда как у всего есть свое место. И одно не противоречит другому» (Джамиус-Сагыр). А если к этому еще прибавить страх перед бедностью и утрату упования на Аллаха, то скупость и жадность станут еще больше и сильнее. Другой причиной является любовь непосредственно к деньгам и богатству. В сущности, у некоторых людей имеются средства, которых бы им хватило на всю оставшуюся жизнь, и даже после их смерти многое бы осталось их наследникам.
Главной причиной скупости, вне всякого сомнения, является страсть к богатству. Передается от Абдуллаха ибн Умара (радыйаллаху анху), сказавшего: «Однажды обратившись к нам, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Остерегайтесь совершения зла! Так как зло в судный день оставит человека в кромешной темноте. Остерегайтесь преступать границы дозволенного, остерегайтесь склонности к этому, и остерегайтесь страсти к богатству. Тех, кто был до вас, погубила страсть к богатству.
Эта страсть повелела им обрывать родственные связи, и они оборвали их. Эта страсть побудила их к жадности, и они стали скупыми. Эта страсть побудила их греху, и они совершили грех» (Абу Давуд, Хаким). Что же касается лекарства от скупости, то в риваяте, переданном от Халида ибн Зейда (радыйаллаху анху), говорится: «Человек, который выплачивает закят, угощает гостя и помогает тем, кого постигла беда, спасся от жадности» (Таберани).
Islam-Today