С точки зрения почти пятнадцати вековой истории фикха, курение представляет собой сравнительно новое явление. Муджтахиды первых поколений даже не догадывались о существовании подобного явления, и соответственно не могли вынести по этому поводу никаких хукмов.
Что же касается исламских алимов нашего времени, то в вопросе курения они разделились на три группы: Первая группа – это те, кто не знал о вреде курения, или не придавал этому вопросу значения. Поскольку по поводу запретности курения не существует никаких указаний в Куръане и сунне, эта группа алимов считала курение табака, сигарет и кальяна, мубахом, то есть дозволенным.
Вторая группа исламских ученых считала курение табака макрухом. Поскольку, как и в первом случае, в канонических текстах нет никаких указаний на запретность этого. Третья группа алимов, принимая во внимание вред, который курение причиняет здоровью, а так же то, трата денежных средств на сигареты открывает путь к исрафу, пришли к выводу, что курение является харамом.
Вопрос курения можно рассматривать с различных точек зрения, например, с точки зрения вреда здоровью, с точки зрения расточительства, и с точки зрения невыполнения обязанности по содержанию своей семьи. Таким образом, это позволит вынести более правильный хукм в отношении курения, в зависимости от той, или иной ситуации.
Если подходить к этому вопросу с точки зрения вреда, наносимого здоровью, то курение является как минимум тахриман-макрухом, то есть макрухом близким к хараму. А если к этому еще прибавить исраф, к которому относят траты на сигареты, и тем более, если эти траты негативно отражаются на содержании семьи, то в этом случае курение уже рассматривается как харам.
Islam-Today