Такие поклонения, как намаз и пост, являются персональной обязанностью каждого мусульманина. Поэтому каждый мусульманин должен сам совершать намаз и соблюдать пост. Никто другой не может совершать эти поклонения за этого человека, ни при его жизни, ни после смерти.
В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Никто не может соблюдать пост за другого человека, и никто не может совершать намаз за другого человека. Можно лишь давать угощение от имени другого человека» (Насаи). Под «угощением» подразумевается кормление одного бедняка, за каждый пропущенный день поста. Так как в другом хадисе говорится: «Если у умершего мусульманина останутся пропущенные дни поста месяца Рамадан, то пусть его близкие за каждый пропущенный им день поста, кормят одного бедняка» (Тадж, 2/78).
В риваяте переданном от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто-то заболеет в месяц Рамадан, а затем умрет, то пропущенные дни поста не возмещаются его наследниками, а вместо этого за каждый день следует накормить бедняка». Если умерший не завещал своим наследникам выплату фидьи за пропущенные им дни поста, то наследники не обязаны делать этого. Если же они выплатят фидью, то это будет благодеянием с их стороны, вознаграждение за которое может дойти до умершего. Все вышесказанное является мнением ученых ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов. Тогда как, по мнению имама Ахмада ибн Ханбала, а также некоторыъ сахабов и табиунов, родственники умершего могут от его имени соблюдать пропущенные им дни поста.
В качестве доказательства они приводят следующий риваят: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один сподвижник и сказал: «О, посланник Аллаха! Моя мать умерла, и у нее остался пропущенным целый месяц поста, могу ли я держать этот пост вместо нее?». Посланник Аллаха ответил: «Если бы у твоей матери были долги, ты бы оплатил их?». Сподвижник ответил: «Да». Тогда посланник Аллаха сказал: «Аллах больше чем кто бы то ни было достоин того, чтобы Ему возвращали долги»» (Тадж, 2/78).
Однако в данном случае наиболее правильным будет следование иджтихаду большинства алимов. Некоторые алимы ханафитского мазхаба на основе кыйаса вынесли хукм о том, что и за пропущенные намазы, от имени умершего человека можно давать фидью, так же, как за пропущенные дни поста (Нимети-Ислам).
Islam-Today