В суре аль-Кяусар Аллах Всевышний говорит: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Кяусар 108/2).
После ниспослания этого аята, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) до конца своей жизни, совершал праздничный намаз и делал жертвоприношение, никогда не пренебрегая этим. Кроме того сообщается, что посланник Аллаха предупреждал тех, кто имея возможность не совершает жертвоприношение, сказав: «Тот, кто, имея материальную возможность, не совершает жертвоприношения, пусть не приближается к месту нашего поклонения».
Именно исходя из этого, большинство муджтахидов ханафитского мазхаба пришли к заключению, что совершение жертвоприношения является ваджибом для тех, кто с точки зрения религии считается богатым, т.е. обладающим нисабом. По мнению же муджтахидов шафиитского мазхаба совершение жертвоприношения является сунной. Однако обе стороны считали, что курбан является необходимым материальным поклонением.
То есть существует единодушное мнение, что вне зависимости от того является ли курбан ваджибом или сунной, он представляется собой поклонение совершаемое имуществом. И вне зависимости от того ваджиб это или сунна, этот вид поклонения необходимо выполнять. Так как в курбане заключены общественная взаимопомощь и поддержка.
По мнению ханафитского мнения курбан является ваджибом для каждого из членов семьи, кто с точки зрения религии считается богатым и обладает достаточными материальными средствами, то есть обладает средствами в размере нисаба.
Однако, по мнению других мазхабов, за всех членов семьи достаточно принести в жертву одно животное (барана или овцу). За каждого члена семьи делать курбан не нужно.
Islam-Today