Конечно же, шайтан не является существом, лишенным разума. Вне всякого сомнения он осознавал могущество Аллаха Всевышнего, так как уже будучи изгнанным, он попросил у Аллаха отсрочки.
Однако здесь необходимо обратить внимание на следующий момент: Быть существом обладающим разумом, и использовать разум, это разные вещи. Шайтан оказался в том положении, так как не использовал свой разум и не покаялся перед Аллахом Всевышним за совершенный грех. Если бы шайтан использовал разум, а не эмоции, а затем, совершив ошибку, сделал покаяние, то не оказался бы сегодня в таком положении.
Адам (алейхи салям) тоже очень хорошо знал Аллаха Всевышнего. Так как именно Аллах научил Адама всему. Исходя из этого, можно сказать, что Аллах Всевышний был учителем Адама (алейхи салям). Однако Аллах установил для Адама один единственный запрет. Но Адам нарушил этот запрет.
До этого момента между тем, что совершил Иблис и тем, что совершил Адам, нет никакой разницы. Один из них не выполнил приказа Аллаха, а другой нарушил запрет Аллаха. Разница же между ними возникает позже. Шайтан продолжил упорствовать в своем грехе, считая правильным то, что он совершил, возгордился и был изгнан. Адам же понял, что совершил ошибку, сразу же покаялся и был прощен.
То есть что бы ни сделали Иблис и Адам, они сделали это сами. Аллах Всевышний не принуждал их к этому. Таким образом, стала понятна разница между обладанием разумом и его использованием.
Islam-Today