Человек, нарушивший свое покаяние, несет ответственность перед Аллахом Всевышним, так как он нарушил данное Ему слово. Этому человеку необходимо повторно совершить покаяние.
Человек является тем существом, в котором заложена склонность и способность к совершению греха. Нет ни одного человека, который мог бы сказать: «Совершение мною греха – невозможно». Абсолютно каждый человек, так или иначе, приближается к пропасти греха, а многие срываются вниз.
Если посмотреть в суть данного вопроса, то мы увидим, что Аллах Всевышний создал различные средства, которые приближали бы нас к Нему, делали бы нас зависимыми от Него. Например, человек наделен чувством голода и соответственно нуждается в уделе. Аллах Всевышний же является Раззаком (наделяющим уделом) и следовательно мы зависимы от Него. И мы, являясь Его рабами, без тени сомнения верим, что только Он один наделяет все свои создания уделом, и обращаемся к Нему с нашими нуждами.
Точно так же мы являемся грешниками, а Аллах Всевышний прощает нам наши грехи. Мы совершаем ошибки, а Аллах стирает их, мы проявляем непокорность, а Аллах Всевышний проявляет к нам милость. Мы приносим покаяния, а Аллах принимает их. Так как Аллах Всевышний – Гафур, Афувв, Гаффар и Тавваб. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Клянусь тем, в чьей власти находится душа моя! Если бы вы вообще не совершали грехов, то Аллах уничтожил бы всех вас, а вместо вас привел бы другой народ, который бы совершал грехи, а вслед за этим приносил бы покаяние, и Аллах проявлял бы свою милость к этому народу».
Крупный мухаддис имам ан-Навави делает из этого хадиса следующий вывод: «Даже если человек нарушив свое покаяние снова совершит этот грех, а затем снова покается, то его покаяние будет действительным».
Islam-Today