В хадисе, переданном от Зейда ибн Сабита (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, люди! Совершайте намаз в своих домах. Так как за исключением фард-намаза, лучшим намазом является тот, который совершается дома» (Бухари, Азан, 81; Муслим, Мусафирин, 213).
В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Совершив фард-намаз в мечети, возьмите себе домой его часть. Так как посредством этого намаза, Аллах Всевышний низведет благо в ваши дома» (Муслим, Мусафирин, 210; Ибн Маджа, Икама, 186).
Сунна/нафиль-намазы лучше всего совершать дома. Это советовал делать посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сам он поступал таким образом, что подтверждается достоверными хадисами. Известно, что после совершения фард-намаза в мечети с джамаатом, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) возвращался к себе домой, и там совершал сунна-намазы.
То же самое касается и сунна-намазов, совершаемых до и после фард-намазов, их совершение дома, является мустахабом, о чем говорится в книгах по фикху.
Однако если нафиль-намаз будет совершаться в мечети, то следует выбрать такое место, где человек не будет мешать другим людям входить и выходить из мечети. Совершение нафиль-намаза позади рядов молящихся является макрухом, так как это будет мешать джамаату, разойтись.
Говоря коротко, лучше всего совершать все сунна и нафиль-намазы, за исключением таравих-намаза, дома, так как это препятствует возникновению у человека стремления к показухе. Это состояние, когда человек совершает поклонение не ради довольства Аллаха, а ради того, чтобы это увидели другие люди и ради получения от них одобрения. По этой причине дополнительные виды поклонения рекомендуется совершать скрытно от других.
Однако сегодня, когда многие сунны оказались на грани забвения, некоторые алимы говорят о том, что лучше и полезней совершать сунна/нафиль-намазы в мечетях, так как это послужит напоминанием о них для других людей. Поэтому нет ничего предосудительного в открытом совершении этих сунн, для того, чтобы они распространялись среди мусульман. Например, если спросить у джамаата: «Совершаете ли вы аввабин, тахаджуд и духа-намаз?», то, сколько человек интересно даст утвердительный ответ? А сколько есть мусульман, которые не то что не совершают этих намазов, но даже не слышали их названий.
Islam-Today