Мы бы хотели разделить ответ на этот вопрос на несколько пунктов:
1. Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши дуа» (аль-Фуркан 25/77). В данном аяте слово дуа используется не только в широко известном значение мольбы, но также включает в себя веру и поклонение (Ибн Касир).
Исходя из этого, данный аят необходимо рассматривать вместе с аятом «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарийат 51/56).
2. По мнению большинства алимов данный аят обращен ко всем людям, к которым был направлен посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Исходя из этого, значение данного аята будет следующим: «О, пророк! Скажи: «Этими качествами (упомянуты в 63-75 аятах суры Фуркан) и этими благами обладают те, кто удостоился чести уверовать и совершать праведные деяния. А иначе почему Аллах должен придавать им значение? Поэтому степень вашего достоинства, зависит от вашей веры и совершенных вами благодеяний. Если бы не было ваших поклонений и ваших дуа, то мой Господь не обратил бы на вас внимания» (Тафсир, аль-Мераги).
3. По мнению некоторых муфассиров, слово «дуа» в этом аяте означает «даават» (призыв). И, исходя из этого, данный аят обращен не к мусульманам, а к идолопоклонникам. Таким образом, смысл этого аята будет следующим: «Если бы пророк не призывал вас к исламу, и вы остались бы идолопоклонниками, то Аллах не обратил на вас никакого внимания, и не придал бы вам никакого значения» (Ибн Ашур, Тафсир).
Подводя итог, хотелось бы сказать, что смысл слова «дуа», упомянутого в вышеприведенном аяте, охватывает собой не только мольбы, но также веру и поклонение.
В заключение хотелось бы обратить внимание на следующий важный момент:
Любовь или нелюбовь Аллаха Всевышнего к какому-либо человеку в большей степени зависит от тех качеств, которыми обладает этот человек, а не от самого человека.
Islam-Today