Быть мусульманином – значит планировать заранее. Мы не ставим конкретные задачи и цели только для этого мира, но и имеем в виду подготовку к нашей вечной жизни. Поэтому, когда Всевышний Аллах говорит о жизни в рамках Корана, он упоминает жизнь этой дуньи и ахирата вместе. И благодаря Его бесконечной милости, Он даровал нам ключи к обретению счастья в обоих мирах.
1. Цель.
Успех заключается в том, чтобы знать конечную цель. Не имея цели, человек просто не имеет пути, куда следует двигаться. Целью жизни верующего является только одна – довольство Всевышнего Аллаха, а все, что ведет к этой цели – это то, благодаря чему оно достигается. Это цель в конечном итоге приведет Его к лучшему положению в мире вечном.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине в Раю есть сто степеней, которые приготовил Аллах для сражающихся на Его пути. И между каждыми двумя степенями, расстояние равное расстоянию между небом и землей. И когда вы просите Аллаха, просите у Него аль-Фирдаус, поистине это середина и высшая степень Рая».
2. Дуа.
Не совершайте дуа приоритетом этого мира, забывая о мире вечном. В Коране есть два аята относительно обретения благого человеком:
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!» Но нет им доли в Последней жизни» Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (2:200-201).
Аллах говорит верующему не заострять свое внимание исключительно на этом мире (богатство, слава, власть), но и должны помнить о мире вечном. Тем не менее, не должны пренебрегать ахиратом:
«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).
3. Стремление.
В достижении счастья в обоих мирах необходимы решительность и упорство, что естественно, ведь никакой успех не настигает человека с легкостью. Успех – результат упорного труда. Аллах сказал в Коране о людях, которые обретут успех в обоих мирах:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (23:1-11).
Аллах сделал этот мир тренировочной площадкой для выполнения вышеуказанного, и проявляя стремление мусульманин обретает успех в обоих мирах.
4. Оптимистичность.
Жизнь в этом мире не будет всегда идти согласно вашим ожиданиям. Вы не всегда будете получать то, чего желаете. Аллах испытывает человека множеством испытаний и трудностей, чтобы очистить к следующей жизни.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Нет заразы и нет тайры (видеть дурной знак в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово».
Оптимистичность и упование на Аллаха значит осознание, что испытания от Аллаха и в конце концов они имеют завершение.
5. Стремление к защите.
Самым худшим врагом мусульманина является шайтан:
«Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6).
Шайтан будет делать все, чтобы сбить вас с пути истины. Он будет искушать вас мирским и заставит забыть об ахирате, в результате человек будет стремится лишь к земным благам, и не думать о том, доволен Аллах им или нет. Аллах говорит: «Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь лучше и дольше» (87:16-17).
Ахират всегда будет предшествовать перед дунья, так как в глазах Аллаха он ценнее и лучше для нас, как верующих. Эта дунья лишь переходный этап, через который проходит каждый из нас, но наша вечная жизнь там.
Сайда Хайат