По мазхабам имама Абу Ханифы и имама Шафии закят не выплачивается следующим категориям людей:
• Лицам, не являющимся приверженцами Ислама. Закят считается обязанностью мусульман, поэтому, соответственно, пользоваться этим закятом могут только мусульмане. Выплаченный закят представителям иных религий или же неверующим людям, считается неправильным действием, а значит, обязанность выплаты зяката не будет считаться исполненной.
• Близким людям, родственникам, за которыми человек обязан смотреть и ухаживать. К этой категории можно отнести родителей, дедушек, бабушек, дети и внуки. Ибо смотреть за ними и обеспечивать их всем необходимым, прямая обязанность человека.
• Своим супругам. Обязанностью мужчины является обеспечение своей жены, поэтому выплата закята ей будет неверным действием, ибо в данном случае это будет подобно выплате его самому себе.
Что касается выплаты закята женой, обладающей достатком своему мужу который беден, то имамы Абу Юсуф, Мухаммад и Шафии считали это допустимым. Однако имам А’зам Абу Ханифа придерживался мнения , что это является неправильным действием.
• Богатым. Одна из задач выплаты закята социальная помощь нуждающимся людям. Поэтому выплата закята людям обладающим достатком будет неверным и несправедливым действием.
Помимо этих категорий, по мнению имама Шафии, неправильно выплачивать закят человеку, который обладая необходимым здоровьем и возможностью зарабатывать себе на жизнь относиться к числу нуждающихся.
Islam-Today