Все уже предопределено заранее?

Все уже предопределено заранее?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Данный хадис Джибриля, который берут у Бухари в качестве довода те, кто отрицает необходимость веры в предопределение, в риваяте у Муслима выглядит так: 

Яхъя ибн Йа'мар (пусть Аллах будет им доволен) повествует следующее: «Первым, кто в Басре начал говорить об отрицании кадара, был Ма'бат аль-Джухани.

Однажды мы с Хумайдом ибн Абдурахман ибн аль-Химайри вышли в путь с намерением совершить хадж или умру. Мы рассуждали между собой: “Хорошо бы нам встретить кого-то из асхабов Посланника Аллаха (мир ему) и расспросить у него, что было сказано о кадаре”.

Чуть позже мы встретили Абдуллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба (пусть Аллах будет ими доволен), который собирался зайти в мечеть.

Я и мой спутник тотчас окружили его, один с правой стороны, а другой с левой. Поняв, что право обратиться с вопросом мой друг оставляет мне, я сказал: “О Абу Абдурахман! В наших краях объявились люди, которые читают Коран и ревностно добывают знания”.

Далее рави рассказал об этих людях, что они не признают кадар, утверждают, будто все сотворенное появляется без всякого знания и предопределения Аллаха, что всякое дело имеет открытый исход.

В ответ на это Абдуллах (пусть Аллах будет им доволен) сказал:

“Если встретишь их, то сообщи, что отныне я непричастен к ним и что они отчуждаются от меня”. Далее рассказчик продолжил: “Пусть это будет клятвой Аллаху, которым поклялся Абдуллах ибн Умар (пусть Аллах будет ими доволен), говоря, что даже если один из них имел бы горы золота величиной с Ухуд и пожертвовал бы на пути Аллаха, то Аллах не примет его инфак, пока он не уверует в кадар”. А затем продолжил: “Мой отец Умар ибн аль-Хаттаб (пусть Аллах будет ими доволен) рассказывал мне так: “В один из дней, когда мы находились рядом с Посланником Аллаха (мир ему), внезапно около нас появился некто в одежде ослепительной белизны и с черными-пречерными волосами. На нем не было заметно следов долгого путешествия, но и никто из нас не узнавал его. Он подсел к Пророку (мир ему), уперся своими коленями о его колени, положил свои руки ему на бедра и сказал: “О Мухаммад! Расскажи мне, что такое Ислам!” Посланник Аллаха (мир ему) начал говорить:

“Ислам – это твое свидетельствование о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершение намаза, выплата закята, пост в месяц Рамазан и совершение хаджа к Дому, если ты в силах покрыть дорожные расходы”. Когда тот заметил: “Ты сказал правду”, мы сильно удивились, так как он сам спрашивал, сам же и подтверждал правильность ответа.

Затем он сказал: “Сообщи мне что-нибудь об имане”. Посланник Аллаха (мир ему) ответил: “Иман заключается в твоей вере в Аллаха, в ангелов Аллаха, в Его книги, в Его посланников, в день ахирата, а еще в твоей вере в предопределение с его добром и злом”. И тот снова сказал: “Ты говоришь правду”».

Хотя пункт о вере в предопределение и отсутствует в хадисе, зафиксированном у Бухари, но как видим, такое положение имеется в хадисе Муслима.

И что по-сути изменится из-за того, что пункт о предопределении имеется в одном варианте хадиса, а в другом его нет, если данная тема конкретно рассматривается в Священном Коране? Например, Всевышний Аллах говорит:

«Веление Аллаха является решением предопределенным».

А в другом кораническом аяте сказано:

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению».

Как упомянуто в тафсире Ибн Касира, объясняя причину ниспослания этого аята, Ахмад ибн Ханбаль (р.а.) говорил:

“Когда мушрики пришли к нашему Пророку (мир ему), чтобы спорить и ним по поводу кадара, был ниспослан этот аят”.

В таком же виде зафиксировали Муслим, Тирмизи и Ибн Маджа. А от Беззара было передано:

“Эти благородные аяты были ниспосланы о тех, кто отрицал предопределение”.

Ибн Абу Хатим передал слова Посланника Аллаха (мир ему) в таком варианте:

“Эти аяты были ниспосланы о некоторых людях, которые появятся в последнем периоде моей уммы и станут отрицать предопределение Аллаха”.

Исходя из того, что в приведеннном у Бухари варианте “хадиса Джибриля” отсутствует вера в предопределение, эти люди посчитали кадар спорным излишеством, проникшим в книги по основам Ислама. Только их послушать! Как будто если бы этот пункт был у Бухари, тогда бы они верили в предопределение! А ничего, что Бухари, открывая отдельную книгу (раздел) о предопределении, упомянул аят: «Веление Аллаха является решением предопределенным», затем привел в этом разделе двадцать шесть хадисов о кадаре? 

Те, кто утверждает, что вера в предопределение является спорным излишеством, увидели отсутствие пункта о кадаре в перечне столпов имана в приведенном у Бухари варианте “хадиса Джибриля”, однако претворились, будто не заметили наличие у Бухари целого раздела, посвященного этой теме. Такого типа люди готовы ради доказательства своих суждений брать только то, что идет им на пользу, а все остальное они словно и не замечают.

Эти люди утверждают, что вопрос о предопределении по политическим соображениям подняли представители династии Омейядов, чтобы оправдать им те несправедливости, которые они совершали, и что только после этого данный вопрос появился в книгах по итикаду. В подтверждение этому они приводят письмо о кадаре, написанное Хасаном аль-Басри Абдуль-Малику ибн Марвану.

А между тем, в этом письме Хасан аль-Басри (р.а.) вовсе не отрицает предопределение, а только высказывает мысль о том, что знания, имеющиеся в извечном знании Аллаха, не имеют принудительного характера для Его рабов. При внимательном прочтении письма Хасана аль-Басри (р.а.) нетрудно заметить, что нет разницы между ним и ахли-Сунной, и что наоборот, он поддерживает точку зрения ахли-Сунны. Ведь Хасан аль-Басри (р.а.) – это один из величайших имамов ахли-Сунны.

Каждый должен изучить вероубеждения ахли-Сунны по вопросу о кадаре и не впадать в заблуждение, поддавшись суждениям этих людей. Посланик Аллаха (мир ему) говорил:

«В каждой общине есть зороастрийцы, и зороастрийцами моей общины является те, которые говорят, что нет предопределения. Если они заболеют, не навещайте их, и если кто-то из них умрет, то не присутствуйте на его похоронах».

Сторонники этих ошибочных взглядов стараются доказать в своих книгах, будто неправильные суждения джабритов и мутазилитов о предопределении являются правильными, и таким образом сбить с истинного пути представителей ахли-Сунны.

Руководствуясь своими ложными убеждениями, эти люди говорят: “Извечная судьба человека – быть рабом Аллаха. Возомнивший себя божеством или же пренебрегший рабским служением восстает против судьбы. Пчеле предопределено собирать мед, Земле – крутиться, Солнцу суждено светить. Если кто-то или что-то действует в соответствии со своим предназначением, то это означает его согласие с предопределением, а если оно действует вопреки тому, что ему предназначено, то является непокорством его судьбе”.

Обоснованные взгляды знатоков каляма ахли-Сунны о судьбе и предопределении ясно изложены в наших обстоятельных книгах по акыде.

Установление Всевышним Аллахом места и времени происхождения любого действия человека, которое будет им совершено в качестве добра или зла, называется “кадар”, а совершение этого действия человеком после наступления определенного для этого времени называется “каза”.

Имеются те, которые говорят совершенно противоположное, а также есть считающие оба эти понятия равнозначными. Эти люди посчитали извечное предопределение Аллаха Тааля принуждением по отношению к рабу и, исходя из этого, все добрые дела человека определили как кадар, а все злодеяния вывели из рамок кадара и сочли их присущими рабу плохими поступками.
Стараясь показать свою отдаленность от секты джабритов, обладатели такого взгляда одновременно оказываются приверженцами взглядов шиитов и мутазилитов. Прячась от дождя, они попадают под град.

Таким образом, добро они считают предопределением и связывают его с Аллахом, а зло противопоставляют кадару и относят его к рабу.

А между тем, согласно ахли-Сунне, и добро и зло от Аллаха. То есть предписанность добра и зла означает, что всё предстоящее твердо установлено в знании Аллаха.

Следовательно, раб по своей воле совершает добро и зло, Аллах же еще до совершения этого дела знал о том, кто его совершит, и в соответствии со своим знанием предписал это действие.

Значит то, что Аллах заранее знает о будущих поступках Его рабов, вовсе не является принуждением (джабр), это только знание (ильм)! Выражаясь точнее, раб в будущем совершит что-либо, и поэтому Аллах Тааля об этом знает, а не наоборот, Аллах знает об этом деле и поэтому раб вынужден его совершить.

Эти люди приравнивают кадар к обычному согласию и рабское служение человека считают предопределением, а совершение им дел, противоречащих с рабскому служению, не считают предопределенным.

Согласно защитникам таких убеждений, совершением человеком добрых дел является кадаром, а совершение им плохих дел не является предопределением. А между тем такие их взгляды отвергаются как приведенным выше “хадисом Джибриля”, так и хадисом, переданным Абдуллахом ибн Масудом (р.а.), в котором идет речь о стадиях развития младенцев в материнской утробе. Абдуллах ибн Масуд (р.а.) говорил следующее: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам:

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И любой из вас может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая».

Данный хадис был передан через разных передатчиков в разделах о предопределении у Бухари, Абу Дауда, Тирмизи, а Ибн Маджа включил его в раздел «Китаб ас-Сунна».

Здесь нужно обратить внимание на то, что веление Аллаха записать хорошее или плохое о ком-либо из рабов не является принуждением раба к добру или злу. Ибо как было уже сказано ранее, Всевышний Аллах постиг своим извечным знанием, что будет совершено рабом, и зная об этом, записал это как предопределение. Иначе говоря, раб не стал добрым или злым из-за того, что Аллах предписал ему это, наоборот, Аллах знал о том, хороший он или плохой, и раб прожил то, что о нем знал и записал Аллах. Тем более что нельзя себе представить, чтобы знания Аллаха были ошибочными.

Утверждения этих людей о том, что раб может действовать наперекор тому, что ему предопределено, неизбежно приводят к выводу об ограниченности знаний Аллаха Тааля. Ведь если раб действует против того, что ему предопределено Аллахом в Его извечном всезнании, то это свидетельствует об ошибочности Его знаний, а подобные суждения – упаси Аллах! – выводят человека за пределы Ислама. При беспристрастном размышлении над этими суждениями о кадаре становится еще более понятным, куда клонится дело, и нужно быть слепым, чтобы не видеть этого.

Упомянуты нами хадисы о предопределении, а также многие другие хадисы из этого раздела ясно доказывают необходимость веры в предопределение с его добром и злом и что человек не может действовать наперекор предопределению.

При наличии стольких хадисов в подтверждение кадара делать вид, что их не замечаешь, и, ссылаясь на отсутствие пункта о кадаре в приведенном у Бухари “хадисе Джибриля”, использовать выражение «вера в предопределения является спорным излишеством» ‒ всё это поистине нельзя сочетать с хорошими намерениями. Здравый смысл не позволяет ожидать такого не то что от представителей научного сообщества, а даже от рядового обывателя.

Самый большой ущерб эти люди наносят тем, что такую бесспорную, но трудную для понимания истину предопределения они низводят в ранг рядовых спорных вопросов.

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: