Разум является отличительной чертой человека от большинства иных творений Всевышнего Создателя, а Ислам трепетно относится к праву собственного мнения и свободе мысли. В 707 аятах Священного Корана присутствует синонимы слова «размышлять», где в 330 аятах из них Аллах призывает человека задуматься:
«Возможно, они призадумаются (начнут думать, мыслить)» (сура ан-Нахль, аят - 44).
«Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» (сура аль-Анам, аят – 50).
В одном из аятов Всемогущий Аллах говорит нам, что создал людей, имеющих право на самостоятельное мышление и выбора своего направления:
«Если бы на то была воля Господа [повелеть и принудить], уверовали бы все живущие на земле, все до единого [подобно запрограммированным роботам]. Разве станешь ты [Мухаммад] принуждать людей к тому, чтобы они уверовали? [Не стоит делать этого, у каждого есть свое, Богом предоставленное право выбора]» (сура Юнус, аят - 99).
Аллах сравнивает использующих свой разум по не назначению с ослепшими, оглохшими и немыми, или же выражаясь современным языком, уподобляет их тем, кто имеет ограниченные возможности, при чем эта ограниченность - следствие дела рук самих же людей:
«Наихудшими ползающими на четвереньках животными (пресмыкающимися) пред Богом являются те, кто глух, нем, и не понимает [что же на самом деле происходит] (не пользуется разумом)».
Свобода мысли и разнообразие идей, где даже самая казалось бы незначительная, всегда принималась во внимание – было одним из важных принципов Посланника Аллаха (мир ему).
Хакам бин Кайсан будучи неверующим был пленен во время военной стычки в Таифе и доставлен к Благословенному Пророку (мир ему). Посланник Аллаха будучи осведомленным о красноречии и интеллектуальных способностях Хакама, поведал ему об Исламе в легкой и доступной форме.
- Я ничего не понял, - сказал Хакам в ответ на это и удалился.
Рассерженный таким поведением Умар сказал Пророку (мир ему):
- Позвольте я ему быстро поясню ему где его место !
На что Благословенный Пророк (мир ему) ответил:
- О, Умар! Наша задача дать людям знаний, которые могли бы их заставить задуматься и обратиться к самоанализу, а не пытаться тут же их посадить на свое место».
Посланник Аллаха (мир ему) еще несколько раз общался с Хакамом, прежде чем тот, сам не изъявил желания принять Ислам. Уважение чужого мнения а не принуждение всегда было главным принципом Ислама, даже в самые не простые времена. Достаточно вспомнить праведного халифа Али (да будет им доволен Аллах) который вышел к людям, выражавшим не только несогласие с ним но и некую вражду, а затем сказал им: «Мы не прибегнем к силе, до тех пор пока вы, не прибегнув к насилию, не будете творить бесчинства».
Путь разумных решений, а не насилие – вот что многие столетия было главным приоритетом Ислама, и всех ее приверженцев. И как только разум уступал место грубой силе, то начинались беды и несчастья, чему по сути, сегодня и мы тоже являемся свидетелями.
Размышление, поиск и обмен мнением ислам приравнивает к поклонению Всевышнему, ведь путем построения логических цепочек и размышлений человек познает многое, а главное он познает величие Творца и свою ограниченность. Именно силу мысли, а не грубую силу мускул и военной техники Всевышний ставит главной прерогативой для всех людей: «Не равны слепой и зрячий, а также те, которые уверовали и совершали праведные деяния, и творящие зло. Как же мало вы поминаете назидания! (мало размышляете над ними)». (сура Гафир, аят – 58).
Положа руку на сердце, современная умма должна наконец себе признаться, что умение размышлять, и уважать мнение иных людей, это одно из забытых нами видов поклонения, о важности которого свидетельствует количество раз упомянутых о нем в Священном Коране.
Ихсан Кышкаров