Однажды к великому богослову Хасану Басри пришел один человек и начала жаловаться на другого:
– Такой-то плохо отозвался о тебе таким-то словом, – сказал он.
На что Хасан Басри начал его расспрашивать:
– Где ты его видел?
– У него дома, – ответил ему человек.
– А что ты у него делал? – спросил богослов.
– В гостях был, – пояснил человек.
– Ну а чем угощался? – вновь поинтересовался Хасан Басри.
На это человек с большим воодушевлением и аппетитом принялся рассказывать о разнообразии блюд и обилии вкусов.
Терпеливо выслушав собеседника, Хасан Басри изрек следующее:
– О, неблагодарный! Ты смог сокрыть столько еды и угощения в себе, но не смог утаить от меня лишь одно плохое слово! И если ты говоришь правду, то у меня для этого человека есть четыре вещи, которые я хотел бы ему передать. Во-первых, я не буду выражать языком ему свое недовольство. Во-вторых, я не буду таить на него обиду в сердце. В-третьих, я не буду отвечать на его мирские слова. В-четвертых же, в Судный День я не буду с него требовать ничего за это, и быть может, я не войду в Рай без него. А теперь вставай и передай ему мои слова, о грешник! Ибо тот, кто доносит слова, должен их унести обратно.
Казалось бы, это рядовой случай, который, по идее, мог бы произойти с любым из нас, и нет в нем ничего необычного. Однако отличительной чертой великих людей является умение преподнести урок для всех остальных, даже в самых рядовых и незначительных ситуациях. В действительности эта история несет весьма глубокий смысл и является посланием для всех последующих поколений.
Порой мы не замечаем сами, как слова передаваемые нами от одних людей другим, в шутку или в серьез, в дружеской беседе или пылу обиды, ложатся тяжелой ношей грехов на наши плечи. Ислам относит к разряду запретных это явление, которое наносит не поправимый урон не только душе и сердцу человека, но и становится причиной раздоров, разлада и вражды, ставя под прямую угрозу спокойствие сосуществование и братские узы в самом обществе.
Всевышний Аллах указывая на тяжесть данного греха повелевает Своему Посланнику в аяте Священного Корана следующее:
وَلَا تُطِعْ كُلَّ حَلَّافٍ مَّهِينٍ هَمَّازٍ مَّشَّاء بِنَمِيمٍ مَنَّاعٍ لِّلْخَيْرِ مُعْتَدٍ أَثِيمٍ عُتُلٍّ بَعْدَ ذَلِكَ زَنِيمٍ أَن كَانَ ذَا مَالٍ وَبَنِينَ
«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей» (сура аль-Калям, аяты 10-14).
О тяжести это греха также свидетельствуют хадисы Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) передал следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходя мимо двух могил, сказал: «Эти двое испытывают мучения не от столь значительных грехов. Хотя да грехи их тяжкие, один из них передавал слова одних другим, а другой не причащался от мочи должным образом».
В другом же хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не попадет в Рай доносящий слова (других)».
Прекрасно зная о греховности и сплетен, и доноса слов одних людей до других, к великому сожалению, мы все равно продолжаем практиковать в своей жизни подобные запрещенные Всевышнем явления, всегда находя себе оправдания. И если обсуждая кого-то мы совершаем грех, сравнимый с поеданием себе подобного творения Аллаха, то донося слова одних до других, без разрешения и желания того кто это сказал, человек ставит под угрозу спокойствие в обществе и сеет вражду, конец которой сложно предсказать и представить.
Как показывает практик,а наибольший урон подобное явление наносит стабильным отношениям и взаимопониманию в семье. Немного искаженные, немного добавленные «доброжелателями» и «подругами» слова супруга, дошедшие до ушей супруги, могут стать причиной семейных разладов.
Развитие социальных сетей сегодня создают более благотворную почву и увеличивают вероятность для совершения подобного греха. Где не только написанное слово, но и например любая фотография, выложенная в соцсетях без разрешения или ведома другого человека, попадает под разряд этого греховного действия.
Стоит отметить, что по Исламу свидетельство людей любчщих подобное прегрешение не принимается, а при любом проявлении их активности обязанностью каждого здравомыслящего мусульманина является предотвращение распространения этого греха.
Но, опять же не с помощью кулаков и ругани, а доступным языком и адекватными действиями, которые позволят не только человека вернуть в нужное русло, но и сохранив ваше лицо мусульманина, убережет вас самого от совершения другого греха. И конечно же не стоит забывать молиться за таких людей и просить у Всемогущего Аллаха наставления им и защиты от совершения подобных ошибок для самих себя. Помните Аллах ошибки тех, кто сокроет ошибки своих собратьев.
Единственным моментом, оправдывающее подобное действие, может быть намерение примерить враждующие стороны или объединить то, что некогда по тем или иным причинам стало раздельным. Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Примеряющий людей и с благим намерением донесший слова других, или же сказавший не правду в благих целях не будет являться лгуном».
islam-today