Слово «умми» означает человека, не получившего мирского образования, то есть не умеющего читать и писать.
Однако многие арифы использовали этот термин, особенно при чтении салавата после намаза таравих, в качестве восхваления, имея в виду, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не знал ничего плохого. Он был лишен привязанности к мирскому, хитрости и коварства. Аллах Всевышний воспитал его, сделав подобно зеркалу, на котором нет ни малейшего пятнышка. Таким образом, одним из значений этого термина является душевная чистота и непорочность.
Господь миров не сделал этого благочестивого пророка (салаллаху алейхи ва саллям) чьим-либо учеником, воспрепятствовав этому божественным предопределением. Это обучение было отложено до того момента, пока не пришел приказ «Читай!», явившийся первым божественным откровением.
Вняв этому приказу, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обучил Корану человечество и с именем Господа читал книгу мироздания. Разъясняя ее мудрость, смысл и цели. Раскрывая человеку его собственную суть, и обучая тем обязанностям, которые на него возлагаются.
В то время, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обучал людей истине, идолопоклонники были заняты поклонением идолам, которых изготовили собственными руками. Эти люди были неспособны задуматься о смысле существования этого мира, о своей собственной сущности и о сущности тех идолов, которым они поклонялись.
Если бы они были способны размышлять и читать знамения, которыми полон окружающий мир, то никогда не подчинили бы себя этим камням. Поэтому упрямцы из их числа и были самыми невежественными, темными и неграмотными людьми, несмотря на то, что они умели читать и писать.
Islam-Today