Если человек вошел в мечеть во время чтения азана, может ли он сесть или он должен слушать азан стоя?
По мнению ханафитского мазхаба, слушание азана является ваджибом, по мнению других мазхабов, это является сунной. При чтении азана для сидящего является сунной встать на ноги, а для идущего остановиться (Вехби Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 1/555).
По мнению шафиитов, если человек вошел в мечеть во время чтения азана, то он не должен сразу приступать к совершению намаза тахиййатуль-масджид, вместо этого он должен дослушать азан до конца, стоя на ногах. Таким образом, он получит вознаграждение и за тахиййатуль-масджид (приветствие мечети. После входа в мечеть читается 2 рака'ата.), и за ответ муэдзину на призыв к молитве (Вехби Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 1/555).
Из вышесказанного следует, что находиться в каком-то определенном положении при чтении азана не является ни фардом, ни ваджибом. То есть не является обязательным нахождение в сидячем положении или же стоя на ногах.
По мнению шафиитского мазхаба, намаз тахиййатуль-масджид следует совершить до того, как человек сядет. Поэтому если человек вошел в мечеть во время азана, то, по шафиитскому мазхабу, азан следует дослушать до конца стоя. Если же человек сядет, то будет считаться, что он совершил макрух, так как он пропустил сунну и не совершил тахиййатуль-масджид (аль-Маджму, 4/51-52).
По мнению ханафитского мазхаба, даже если человек после входа в мечеть присядет, это не лишает его возможности совершить намаз тахиййатуль-масджид (Раддуль-Мухтар, 2/19). Исходя из этого, последователь ханафитского мазхаба может во время азана сесть на место, а после его окончания встать и совершить тахиййатуль-масджид.
Islam-Today