Существует один удивительный хадис, который способен опровергнуть утверждения некоторых мусульман, убежденных в том, что Аллах находится на небе. Однажды Пророк Мухаммад (ﷺ) спросил людей, почему они смотрят в небо, когда молятся. Ему ответили, что, мол, Аллах ведь находится на небе, поэтому когда обращаешься к Нему с просьбой, следует смотреть в небо. Досточтимый Мухаммад хазрат (ﷺ) покачал головой и молвил: «Я прошу вас не поступать так, иначе, клянусь Аллахом, вы ослепнете!»
На вопрос о том, что же сообщает нам этот хадис, отвечают, что Пророк считал, что когда молящийся обращает взор к небу, он тем самым проявляет неуважение к Аллаху. Мол, правильно молящийся, не будет смотреть в ту сторону, где находится Аллах, но потупит свой взор, демонстрируя смирение и покорность. Неизбежная перспектива ослепления, о которой Пророк (ﷺ) даже поклялся Аллахом, объясняется тем, что, если молящийся продолжит пялиться в небо, то Аллах пошлет молнию и ослепит дерзкого наглеца.
Ислам – религия для людей разумных, а Коран – послание для размышляющих. И если хорошо поразмышлять о смысле данного хадиса, то можно прийти к выводу, что досточтимый Пророк (ﷺ) имел в виду не слепоту глаз, а слепоту души. И хотя Пророк (ﷺ) обошелся советом не искать Аллаха в небе, не вдаваясь в разъяснения, это не мешает нам двинуть ход нашей мысли дальше и попытаться проникнуть в смысловую глубину хадиса.
Итак, упомянутый хадис самым очевидным образом предостерегает от «помещения» Аллаха в какое-то определенное место или направление в сотворенном Им мире. Ситуация, когда человек «помещает» Аллаха на небо, не означает, что Аллах вдруг становится видимым, конечно же нет. Творец продолжает оставаться невидимым, но опасность заключается в том, что человек «знает», где находится Бог, и куда нужно направить свои молитвы, чтобы Он их услышал и принял. Если называть вещи своими именами, то такое поведение человека есть ничто иное, как желание сотворить себе своеобразную икону. Ища направление к Аллаху и помещая его куда-то, человек лишь теряет Аллаха.
Следует понимать, что нельзя указать на направление, в котором, якобы, находится Аллах. Куда бы мы не указали, куда бы ни посмотрели, полагая, что там и есть Аллах, мы всегда будем говорить только о части целого, тогда как Аллах есть Целый и Неделимый. Представление об Аллахе как о Боге, который находится на небе, представляет собой результат глубокого изъяна в миропонимании, с одной стороны, и несовершенства веры – с другой, как оно было у прежних общин, поклонявшихся невидимым божествам. А можно ли назвать зрячим того, кто поклоняется так, как поклонялись язычники?
Это и есть та самая слепота, о которой предостерег Пророк Мухаммад (ﷺ).
islam-todaу