В терминологии шариата термин «хатим» означает полное прочтение Священного Корана от начала до конца. Говоря о том, что какой-то человек сделал хатим Корана, мы подразумеваем, что этот человек прочитал от начала до конца все 114 сур Корана. Хатим может совершаться как путем чтения непосредственно с мусхафа, так и путем чтения по памяти.
От посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передано большое количество хадисов, в которых говорится о достоинстве чтения Корана. Сообщается, что он говорил: «Самое лучшее поклонение моей общины – это чтение Корана» (Суюти, Джамиус-Сагыр, I, 51); «Освещайте ваши дома намазом, и чтением Корана» (Суюти, Джамиус-Сагыр, II, 189).
Кроме того, в других хадисах сообщается о том, что в то место, где читается Коран, нисходят ангелы, милость и спокойствие; что читающий Коран подобен сосуду с благовониями; и что знающий Коран наизусть, является самым уважаемым человеком в обществе. По этой причине сподвижники придавали особое значение, чтению Корана, взяв за привычку читать его каждое утро перед выходом из дома.
Так же от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) переданы хадисы, в которых говорится о достоинстве хатима Корана. Передается от Анаса ибн Малика (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучшим действием является полное прочтение Корана» (Куртуби, Тазкар, 127). Поэтому со времен сахабов и до сегодняшнего дня для мусульман стало традицией делать хатим Корана.
Другим важным моментом здесь является то, что читая Коран, необходимо размышлять над его велим смыслом и мудростью. В то время как язык читающего Коран человека занят словами, его сердце должно быть занято размышлениями о смысле читаемого. На важность этого момента, указывают следующие слова Ибн Аббаса (радыйаллаху анху): «Вдумчивое чтение одной суры, мне нравится больше, чем полное прочтение Корана наспех» (Абу Шама, аль-Муршидуль-Ваджиз, 197).
Когда человек, читающий Коран доходит до аятов, упоминающих о милости, то его сердце переполняется радостью, и обращается мольбой, чтобы Аллах даровал ему эту милость. Когда же он доходит до аятов, в которых говорится о наказании, то останавливается и размышляет над смыслом этого аята. Когда же он доходит до аятов, в которых говорится о неверующих, то он благодарит Аллаха за дарованную веру, и просит избавить его от наказания в Аду (Зеркеши, аль-Бурхан, I, 450). Таким образом, чтение Корана приобретает живость, и читающий человек, чувствует себя собеседником Корана.
Islam-Today