Мевляна Джаляледдин Руми (куддиса сирруху) сказал: «Душу человека питают и ангел и шайтан...». Естественно, эти слова имеют переносный смысл, и означают, что человек наделен некоторыми качествами от ангела, а некоторыми от шайтана.
Поступки человека питающегося харамом, будут скверными. Человек, чью душу питает ангел, придет к поклонению и покорности и будет становиться похожим на ангела.
А тот, чью душу питает шайтан, пойдет по пути греха, похоти, гнева и поедания запретного. Нельзя забывать, что если в каком-либо человеке становятся заметны негативные изменения такие, как следование за желаниями своего нафса, получение удовольствия от непокорности и греха, необходимо узнать, не попадает ли в его тело запретная пища.
Как только человек начинает есть запретное, ильхам от ангела перестает приходить к нему. Его сердце оказывается лишенным фейза и баракята. Поэтому 90% благочестивой жизни – это халяльная (дозволенная) пища, а 10% – это усердие.
Халяльная пища является источником силы для поклонения и покорности. Если не можешь встать на намаз, не получаешь удовольствия от зикра, и не любишь находиться в обществе друзей Аллаха, то обрати внимание на то, что ты ешь, нет ли там чего-либо запретного. Пьяный человек будет шататься и в намазе и во время чтения Корана. Если он станет держать пост, то его опьянение будет продолжаться и весь следующий день. А «опьянение» того, кто съел запретный кусок, будет продолжаться сорок дней, даже если он раскаялся в этом.
Источником знания, мудрости, любви и милосердия, является халяльная пища, а источником гнева, похоти, проблем и бедствий является запретный кусок.
Халяльная пища подобно зерну, ее плодами являются прекрасные мысли, размышление и покаяние. А запретная (харамная) пища, подобна наркотику. Она ведет человека к нерадивости, небрежению и отдаляет от покорности Аллаху. Кусок халяльной пищи возвышает, подобно минарету. Кусок запретной пищи, подобен угольной яме.
Помимо дозволенного и запретного, Аллах Всевышний также создал еще и сомнительное, которого следует избегать. Тот, кто избегает сомнительного, сохранит свою честь, достоинство, религию и все, чем дорожит, и достигнет духовных высот. Значит, первым шагом на пути к Аллаху является отказ от сомнительного.
Нужно всегда быть очень внимательным к сомнительному, так как оно может привести к запретному. Сегодня существует очень много сомнительного, которое некоторые мусульмане считают дозволенным.
Сообщается, что в одном из хадисов, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди не имеют ясного представления. Остерегающийся сомнительного освобождается от него ради сохранения своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце» (Бухари, Муслим).
Отказ от сомнительного делает веру раба совершенной. Тот, кто не отказывается от сомнительного, попадает в ловушку шайтана, и приближается к запретному. Если человек, приблизившийся к малому хараму, не придаст этому значения, то он непременно придет и к большому греху.
Islam-Today