Одним из обязательных условий намаза является направление в сторону Каабы. Об этом гласит аят Священного Корана:
«Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону, чтобы у людей, если только они не беззаконники, не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я довел до конца Мою милость к вам. Быть может, вы последуете прямым путем» (сура аль-Бакара, аят - 150).
Как мы можем видеть, в аяте сказано «обращай лицо в сторону Заповедной мечети», а не посредственно на саму Запретную мечеть. То есть, если человек, находится в самой Запретной мечети, то он обязан становится лицом к Каабе, но если он находится в незримой отдаленности достаточно определить ее направление, с возможностью определенным процентом погрешности.
Используя современные технологии на сегодняшний день несложно определить направление кыйблы, в какой бы точке мира вы ни находились. Если же нет таковых возможностей, то всегда можно определить по природным признакам стороны света и примерное нахождение Мекки и Запретной мечети.
Если человек во время намаза отвернется от направления кыйблы всем телом, без уважительной причины, то его намаз испортится и его нужно будет перечитать. Если же человек отвернет лицо без видимых причин от кыйблы во время намаза, то это действие классифицируется как макрух (нежелательное действие) близкое к хараму (запретному). Если же по тем или иным причинам человек ограничен в своих действиях, и не имеет возможности направиться в сторону кыйблы, то должен прочесть в ту сторону, в которую сможет.
Если человек не знает в какой стороне кыйбла, то должен попытаться узнать об этом у других, а если таковых нет, необходимо попытаться определить самому. В таком случае, даже если после прочтения намаза вдруг выяснится, что человек ошибся при выборе направления кыйблы, то нет необходимости перечитывать намаз. А если человек определит это во время намаза, то необходимо повернутся в правильном направлении и завершить намаз.
Если же человек, имея возможность спросить правильное направление кыйблы, прочел намаз на свое усмотрение, то в случае если он не ошибся с определением намаз не нужно перечитывать, а если ошибся, необходимо совершить его заново. Если же человек после попыток определения кыйблы, прочитал намаз в сторону не в ту, которую изначально определил кыйблой, и совершал намаз в сомнении, то независимо от верности или ошибочности направления должен в итоге восполнить свой намаз.
Islam-Today