Как известно из слов посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), первый джаназа-намаз начался с первым человеком, и будет выполняться до тех пор, пока на земле живут люди.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщал, что когда Адам (алейхи салям) умер, с небес снизошли ангелы, которые обмыли его и завернули в саван. Джибриль (алейхи салям) был имамом в джаназа-намазе, а сын Адама – Шис (алехи салям) и другие были свидетелями.
После того, как джаназа-намаз был совершен, и тело Адама (алейхи салям) было предано земле, Джибриль (алейхи салям) сказал:
«О, сыны Адама! Отныне вот так вы будете обмывать ваших покойников, заворачивать их в саван, совершать по ним заупокойную молитву и хоронить».
По своей сути джаназа-намаз не является намазом в полном смысле, скорее это дуа за умершего. По этой причине при его совершении стоят на ногах, как и при обычном намазе, но вместо Корана читают дуа.
Как и во время совершения других намазов, при совершении джаназа-намаза одежда молящегося должна быть чистой от нечистот, препятствующих совершению намаза.
Джаназа-намаз совершается за каждым верующим. Если же человек не был верующим, то джаназа-намаз не совершается по нему. В мусульманских странах принято считать каждого покойника, которого приносят к месту совершения заупокойной молитвы, мусульманином. Если нет точных доказательств того, что умерший был немусульманином, мы не имеем права сомневаться в его вере.
Среди тех, по кому не проводится джаназа-намаз, следует упомянуть того, кто убил своих родителей. Таких людей хоронят, не совершив по ним заупокойной молитвы. Это указывает, насколько велик грех ненависти к родителям.
Кабиль, убивший своего брата Хабиля, не знал, что делать с телом убитого. Тогда наш Господь отправил двух воронов, один из которых убил другого, а затем закопал в землю. Таким образом, возник обычай хоронить умерших в земле.
Islam-Today